Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10

Цифровая печать в полиграфических изданиях

2/23
06.10.2021

К вопросу о цифровом пакете Часть III. Формирование пакета

К вопросу о цифровом пакете Часть III. Формирование пакета от 06.10.2021

Существует миф, что на Западе борьба за устойчивое производство базируется на сознательности и ответственности. Эти качества нельзя не уважать, но очень многих производителей не раз хватали за руку, так что звериный оскал капитализма никуда не делся — просто сдерживается целенаправленными усилиями государства. Долгие годы в России это давление было относительно слабым, но русские запрягают долго, да быстро едут. Недавно появились и экономически значимые новости.1 В декабре 2020 г. участники рабочей группы под руководством заместителя председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко обсудили инициативу по разработке новой «Концепции расширенной ответственности производителя по утилизации отходов в России». Как сообщила вице-премьер, в течение четырех лет действующей расширенной ответственности производителя в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, а предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. «Поэтому государством определяются новые правила, которые будут стимулировать утилизацию отходов в соответствии с национальными целями развития, установленными главой государства». Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов: «Платить за утилизацию упаковки должен бизнес. Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легкоперерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов». Теперь в планах Правительства РФ с 2022 г. установить баланс между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Суть Концепции состоит в том, чтобы предприниматели самостоятельно заключали договоры с предприятиями, осуществляющими утилизацию, либо утилизировали упаковку за счет своих мощностей. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор. Предполагается, что это будет стимулировать производителей к утилизации образуемых отходов и позволит снизить финансовую нагрузку на граждан.

Насчет снизить — будем, конечно, надеяться. А вот то, что бизнес заставят на практике реализовывать классическое правило 3R (reduce, reuse, recycle — сокращай,  используй  повторно,  перерабатывай), а уклонистов щедро облагать налогами и штрафами, сомневаться не приходится. Особенно если учесть, что благодаря обязательной маркировке государство будет в реальном времени располагать исчерпывающей информацией не только обо всей выпущенной продукции (по числу оплаченных кодов), но даже об отбраковке (как разнице использованных в печати и выпущенных в оборот кодов). Для производителя ТНП складские запасы упаковки становятся еще дороже. Очень похоже, что оплатить придется не только материал и работу типографии, но и утилизацию излишков. Рассмотрим все три буквы R.

Скачать в PDF
11.07.2021

К вопросу о цифровом пакете Часть II. Печать

К вопросу о цифровом пакете Часть II. Печать от 11.07.2021

В одной из презентаций мне удалось найти распреде- ление рынка упаковки в деньгах. Это 2019 г., но вряд ли с тех пор цифры сильно изменились.

Видно, что этикетка составляет лишь небольшую часть от рынка упаковки в целом. Однако если представить себе подобную диаграмму цифровой, а не всей упаковки, то картинка получится принци- пиально другая. Что в мире в целом, что в России. Однако в России ситуация гораздо рельефнее — мы все же не самая передовая технологически страна. Да, в российском мире цифровой упаковки есть «Готэк» в гофре, «Данафлекс» в гибкой упаковке и пара-тройка хоть и менее масштабных, но успешных в цифровой складной картонной коробке компаний. Тем не менее, доминирующая часть отечественной упаковочной цифры — это этикетка. Но ситуация меняется и в России, и в мире. Проникновение цифровой печати во все три больших сегмента ускоряется.

Скачать в PDF
16.04.2021

К вопросу о цифровом пакете. Часть I. Ламинация

К вопросу о цифровом пакете. Часть I. Ламинация от 16.04.2021

Во времена моей юности гибкой упаковки не было вообще. Майонез продавали в стеклянных банках, молоко — в стеклянных бутылках, сыпучие товары отпускали вразвес в сворачиваемые на месте кульки, жидкие — в тару клиента (помните, мама сказала: деньги на дне бидона). Хлеб обходился без упаковки вообще. Ближайшим аналогом современной гибкой упаковки были бумажные пакеты с крупой (рис. 2).

Заметьте, эти варианты мало того что экологичные, такая упаковка еще и предельно дешевая! И что, кто- то наблюдает тенденции возвращения к проверенной практике? Так что разговоры о все более дешевой упаковке — это разговоры. А по факту упаковка год за годом занимает все более значимую долю в стоимости товара. Нередко — бόльшую, чем сам полезный товар. Потому что она нужна и покупателю, и производителю, и продавцу. Да, стеклянная банка — возвратная. Но и затраты средств и выбросы CO2 на ее оборот и логистику слишком велики. Конечно, экологическая нагрузка при производстве пластиковой упаковки велика, даже если она оказывается суммарно ниже, чем нагрузка при использовании какого-то другого вида упаковки. Но это как раз задача с видимым путем решения. Появился четкий запрос — в ответ на него один за другим производители полимерных материалов предлагают решения для устойчивого развития индустрии гибкой упаковки. Цифровой же вариант экологически еще более привлекателен, так как нет печатных форм, химии и энергозатрат на их обработку, а главное, процент отходов сведен к минимуму. Так что цифровая гибкая упаковка имеет очень хорошие перспективы не только с экономической, но и с экологической точки зрения. Конечно, в своей области.

Скачать в PDF
19.02.2021

К вопросу о цифровой картонной коробке

К вопросу о цифровой картонной коробке от 19.02.2021

Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «Нисса Центрум»

Больше всего при чтении новостной ленты меня удивляют сообщения о покупке новых аналоговых офсетных машин коммерческими типографиями. Падение рынка в разы, прогнозы на ближайшее будущее чернее ночи — но покупают же! Сомневаюсь, что инвесторы сидят где-то в глубоком бункере, на частном райском острове или пребывают в многомесячной наркотической коме — и про происходящее не в курсе. Очевидно, я что-то не понимаю. И не один я. В статье «Диверсификация производства пандемийного периода» (см. журнал «Формат» №7–2020, с. 2–5) признанный гуру нашей отрасли А. Ч. Амангельдыев описывает основные тенденции, которые придется учитывать типографиям, планирующим сохранить бизнес. Их пять, приведу все в авторских формулировках:

  • приобретение оборудования для изготовления упаковки,

  • инсталляция серьезной цифровой печатной техники,

  • оснащение техникой для производства книг, в первую очередь в твердом переплете,

  • необходимость в оборудовании для облагораживания полиграфической продукции,

  • интерес к послепечатке для цифры.

Впрочем, есть и другие мнения. Во всяком случае, люди у руля Heidelberg на практике демонстрируют строго противоположный подход — именно в текущем году они пустили под нож собственные разработки серьезной цифровой печатной техники, офсетные машины сверхбольшого формата для печати упаковки и избавились от Gallus. Ну так тем интереснее дискуссия.

У меня, признаюсь, нет уверенности насчет книг. Зато скажу, что люди могут перестать читать и писать, но не перестанут есть и пить. Поэтому про остальные четыре тенденции полностью с А. Ч. согласен. О них, точнее об их сплаве, объединении, и поговорим. Понятно, что создание в сегодняшних условиях с нуля упаковочной типографии полного цикла — идея сомнительная. Однако и сегмент упаковки в целом, и его цифровая часть далеко не монолитны. Это, в частности, открывает возможности точечного перестроения, в некоторых случаях с минимальными инвестициями. Дьявол в деталях, в них и будем разбираться.
 

Скачать в PDF
31.01.2021

NSK Zero как начало отсчета

NSK Zero как начало отсчета от 31.01.2021

Выражение цифровая печать давно и уверенно вошло в язык. А вот цифровая резка, перфорация и биговка звучат менее гармонично. Что значит цифровая? Лазерным лучом — это цифровая? А роликом? А если лазером нарисовать штамп и им биговать? Думается, суть абсолютно едина с печатью и верна для любого материального производства вообще. Если система способна экономически эффективно массово выдавать продукцию, у которой все экземпляры отличаются, — то она цифровая. Пятый технологический уклад — IT, аддитивное производство, робототехника. Если используется вещественная форма и полностью одинаковые копии стоят значительно дешевле разных — то производство промышленное, но не цифровое. Обычно четвертый технологический уклад — компьютерное управление, двигатель внутреннего сгорания. Хотя может быть и третий. Кстати, если не выполняется требование массовости, — то это либо ремесло (первый технологический уклад), либо искусство (то есть культурный феномен, не производственный). Парадоксальным образом именно передовые технологии и ренессанс крафта (английское craft и переводится как ремесло) — важные признаки нашего времени. Поэтому цифровая печать на наших глазах выросла из аляповатой игрушки в самое быстрорастущее направление в полиграфии и производстве упаковки. С производительностью, достигающей вполне промышленного уровня. А вот с цифровой послепечаткой на самых массовых материалах вроде гофрокартона — сложнее. То есть лазерный раскрой может быть достаточно быстрым, но если биговка остается механической, большого выигрыша это не дает. В результате режущие плоттеры — самая массовая цифровая послепечатная технология для картона и гофрокартона. Но их производительность уже давно стала узким местом. Потому, что упирается в одиночный режущий инструмент и в большинстве случаев ручную загрузку-выгрузку. И не соответствует скоростям современной цифровой печати, не говоря о флексографии.

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку