Несколько лет назад возникла технологическая идея записывать видео на компакт диск, был разработан стандарт и придумано соответствующее название – DVD, цифровой видео диск. Но вскоре выяснилось, что видео – только одно, хотя и важное, применение новинки. На диск можно записать что угодно, потому что он цифровой. Осознание многофункциональности цифрового продукта привело к замене названия. Теперь V расшифровывается как versatile – многофункциональный. А ведь это не свойство диска, это свойство его цифровой природы. Любая цифровая технология по самой своей сути многофункциональна и позволяет зарабатывать серьезные деньги тем, кто видит ее не всегда очевидные применения.
Наша тема – цифровая печать. В ней есть очевидная и понятная ниша – печатаем то же самое, что большие типографии, но малыми тиражами. Доказываем, что качество у нас неплохое, сроки сжатые, а цены кусаются не очень. Хлеб честный, но черствый и трудный. Потому что опасность грозит со всех сторон: стоит заказу чуть вырасти – и его съест офсетная типография. Станет он меньше – заказчик сам выведет все на цветном принтере. Или завтра появится конкурент, вооруженный таким же цифровым копиром, как у Вас, и немудреной бизнес идеей: печатать те же листовки с буклетами на пару центов дешевле.
Как говорил Генри Форд, умственный труд самый трудный, поэтому им и занимается меньшинство. Это верно и в цифровой полиграфии. Далеко не все компании, использующие цифровую печать, балансируют на грани рентабельности и кормят скорее не себя, а отрабатывает сервисный контракт. Они умеют использовать сильные стороны своего оборудования и знают потребности своих заказчиков. Они не просто умеют качественно нанести тонер на бумагу, они знают как (ср. англ. know how) предоставить заказчику решение его бизнес-задачи. Свой хлеб с маслом, а то и икрой разного цвета, они зарабатывают не менее честно. Потому что умеют делать то, что другим не под силу. Эта статья возникла из идеи рассказать о наиболее успешных наших клиентах, может быть, чуть-чуть помочь им – потому что помогать надо сильнейшим, тем, кто сам себе помогает. Иначе получится советский колхозный строй. Одна из самых интересных рыночных ниш – изготовление карточек. Ниша обширная и состоит из нескольких частей. Прелесть карточки в том, что размер ее невелик, расходных уходит немного, а ценность продукта высока. Первое, что приходит в голову, – платежные пластиковые карты. И действительно, «Розан Файненс» и «Нова–Кард» используют HP Indigo в процессе изготовления Visa и Master Card. Естественно, такая деятельность требует соответствующей сертификации, но именно HP Indigo входит в далеко не обширный список сертифицированного для этого оборудования. Надо отметить, что цифровым способом печатаются карточки дорогих номиналов – Gold и Platinum, ведь цифровая печать позволяет с единым высоким качеством напечатать и постоянную, и персонализированную информацию. Войти в эту нишу с самым дорогим ксерографическим оборудованием невозможно не только потому, что печатать надо по пластику. Печатать надо смесевыми цветами. Машины HP Indigo могут печатать красочностью 6+6. Часто используется 6-красочное цветоделение IndiChrome – CMYK + оранжевый + фиолетовый. Но естественна и печать смесевыми красками. В список поставляемых красок входят фирменные цвета Visa, белая кроющая, прозрачная, флуоресцентные, невидимые в нормальных условиях и светящиеся под ультрафиолетом и т.д. Но, естественно, совершенству нет предела, и всегда найдется заказ на особенный фирменный цвет. В офсете смесевые краски закупают у производителя, и только крупнейшие типографии используют дорогостоящие станции смешения с точными весами, спектрофотометром, дорогостоящим программным обеспечением. Что делать владельцу HPIndigo? Тиражи маленькие, но срочные. Заказывать на заводе полкило краски невозможно ни по деньгам ни по времени. Держать колористическую лабораторию? Именно! Но тоже цифровую. Станция смешения краски HP Indigo IndiChrome Off-Press Ink Mixing Station с помощью входящего в комплект поставки спектрофотометра замеряет образец цвета, например, напечатанный ранее любым способом, и уже через 20-30 минут вы получаете первые баллоны с краской необходимого цвета. Это позволяет выдержать идеальную повторяемость памятных цветов от тиража к тиражу, а также гарантировать точность воспроизведения любых фирменных цветов. Согласитесь, владельцы ксероксов даже мечтать о таком не могут. Результат? По информации от зарубежных партнеров HP Indigo, в мире около 90% персонализированных цветных пластиковых карт производятся на оборудовании HP Indigo. Технологии персонализации карт с использованием струйной или термотрансферной печати не могут обеспечить необходимого качества и скорости печати, это будет уже дополнительная технологическая операция. А на HP Indigo переменные данные печатаются одновременно со статическими данными и при этом никак не отличаются от качества печати самой карты.
Эти и другие возможности оборудования HP Indigo заинтересовали российский «Гознак» (Москва), который приобрел для своих нужд несколько лет назад печатную
машину HP Indigo. Во всем мире на оборудовании HP Indigo печатается множество продукции, требующей серьезной защиты от подделки и копирования, например, паспорта, въездные визы, водительские права... Естественно, кроме печати на HP Indigo, такие предприятия, как «Гознак», используют и множество специальных защитных технологий. Но возможность персонализированной печати микротекстом (кегль 0,54 пункта), гильошами (толщина линий – 32 микрона), при этом смесевыми красками – уникальна для HP Indigo. Доступна невидимая, но светящаяся при УФ-облучении, краска. Кстати, можете себе представить ксерокс в «Гознаке»?
Идем дальше, и обнаруживаем, что кроме платежных карт есть гораздо более обширная ниша различных карт предоплаты – телефонных, интернет и прочее, обычно со скретч-полосой, скрывающей код активации. В этой области одним из лидеров является питерская «Студия А». Специалисты компании самостоятельно разработали весь не очевидный технологический процесс изготовления предоплатных карт, от персонализации до упаковки, и обеспечивают загрузку для двух машин HP Indigo.
Киевская компания «ЕвроСувенир», использующая HP Indigo s2000, – крупнейший украинский производитель пластиковых, и не только, карт, а также производитель сувенирной продукции, реализует программы выпуска персонализированных пластиковых карт для роддомов – страховых карт с персонализацией для новорожденных. Другой их проект – талоны на бензин для сетей АЗС.
Естественно, картами использование HP Indigo далеко не исчерпывается. Пионером использования HP Indigo для коммерческой печати является московская фирма «Столичный Бизнес». Особым успехом пользуется массовая персонализация. Есть масса других ниш, где машины HP Indigo показали себя с самой лучшей стороны. «Графика М» использует две купленные по очереди HP Indigo Press 1000 для печати вкладышей для пластиковых упаковок под печати и штампы собственного производства. С появлением второй машины «Графика М» стала активно развивать направление адресных персона-
лизированных рассылок (Direct Mail). Здесь как раз можно отметить творческий подход компании-лидера к построению бизнеса. Компания накопила за годы работы базу данных своих клиентов. При изменении государственных требований к печатям и штампам она имеет возможность адресно предоставить клиенту необходимую информацию и получить соответствующий отклик. Модно жаловаться на неразвитость в России баз данных, однако при этом все компании как-то учитывают своих клиентов, а вот многие ли смогут провести по своей базе рассылку? Риторический вопрос. Да, оборудование имеет важное значение. Но, чтобы его использовать, необходим определенный уровень построения бизнес-процессов внутри компании. Все упомянутые в статье фирмы умеют это делать, хотя каждая по-своему. Поэтому они и лидеры. Можно упомянуть еще несколько работающих в очень разных условиях фирм. «Day2Day» выполняет коммерческую печать эксклюзивных работ, требующих творческого подхода – на нестандартных материалах, с интенсивным использованием кроющей белой краски. «Норильский Никель» обеспечивает высокую загрузку, используя HP Indigo в корпоративной печати. Сложные климатические условия (Заполярный край), большая удаленность не только от сервисного центра, но и от «большой земли», определяют повышенные требования к надежности машины, и HP Indigo им вполне отвечает. Компания «РЕМаРК» из Минска также видит свое преимущество по сравнению с владельцами ксерографических машин в независимости от сервиса. «СОВА» (Украина) специализируется на больших объемах печати, например, 100 000 полнокрасочных оттисков формата А3.
Все специализирующиеся в коммерческой печати владельцы машин HP Indigo активно используют преимущество по качеству и устойчивости печати перед тонерными машинами. Жидкая краска ElectroInk образует на поверхности материала достаточно тонкую (до 1 мкм) и эластичную пленку, она идеально повторяет фактуру материала. Оттиски c HP Indigo максимально приближены к офсетному качеству, что подтверждают устойчивость к финишным операциям биговки, фальцовки тиснения, ламинирования и УФ-лакирования. Действительно, HP Indigo – это прежде всего офсетная печатная машина. Машина с формным и офсетными цилиндрами, с вакуумным самонакладом с боковым равнением (для HP Indigo press 3050), а не масштабированный лазерный принтер. Использование офсетного принципа печати дает возможность запечатать даже сильно текстурированные материалы, жесткие и толстые (до 600 микрон) картоны и пластик, пленки с качеством «офсета» без снижения скорости. Собственную нишу разрабатывает компания «Альфарет», Санкт Петербург. Соединив возможности печатной машины HP Indigo по печати на нестандартных материалах, персонализацию, нестандартный подход к печатаемым изображениям и собственную разработку дизайна, компания производит самую неожиданную продукцию, например, сувенирные магниты. Компания рекламирует персональные игральные карты, несколько колод, изготовленные именно для вашей фирмы. А для киевской компании «Итак» основной бизнес – флексографская печать. Но отдавать клиентов с малыми по флексографским меркам тиражами они никак не согласны. Фирма использует промышленную ролевую печатную машину HP Indigo для печати таких заказов. Эффект двойной – клиенту предоставляется полный спектр услуг, от пробных партий этикеток разного дизайна до крупнотоннажных тиражей, и высвобождается от частых переналадок основное оборудование, на котором теперь можно напечатать больше.
Это лишь только несколько примеров применения машин HP Indigo. В России и СНГ их установлено около 100. Из них за последние 2 года более 40 комплексов. Некоторые клиенты устанавливают вторую машину – вряд ли может быть лучший показатель ее успешности. Возможности, предоставляемые оборудованием и технологиями HP Indigo, позволяют успешно конкурировать с тонерными технологиями в цифровой печати. Эти технологии дают возможность дифференцироваться, предлагать продукт, который не могут сделать конкуренты, а значит, обеспечивать достойный уровень прибыльности. А люди в упомянутых и многих других фирмах умеют, как учил Форд, думать и использовать такие возможности. В этом и есть рецепт коммерческого успеха.