Цифра в гофропечати: считаем экономику
Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10
Производство гофроупаковки

Цифра в гофропечати: считаем экономику

Все Публикации
15 марта 2023

Материал подготовил Александр Амангельдыев для журнала «КУРСИВ» №5-22

Гофропроизводство считается одним из самых тяжелых и «брутальных» направлений полиграфии. Большие форматы, высокие скорости, гигантские площади производственных помещений — всё это его неизбежные атрибуты. И кажется, что в этой области цифровой печати не место. Так ли это? В этой статье, возможно, впервые в отечественной практике предпринята попытка определения зоны равной стоимости традиционной и цифровой печати в гофропроизводстве. Причем читатели при своих подсчетах могут использовать собственные уточненные цифры.

Тот факт, что цифровая печать все больше завоевывает долю в общем объеме печати, сомнений уже не вызывает. В какихто сегментах полиграфии процесс идет быстро, в каких-то медленнее. Наблюдения показывают, что чем «тяжелее» полиграфическое направление, тем меньше в ней цифровой печати. Если в малоформатном рекламном сегменте доля цифры в среднем по миру уже больше 50%, то в тиражных газетах или глянцевой периодике она пока малозаметна. И таких сегментов полиграфии, где цифровая печать пока не сильно развита, достаточно много.

Причины понятны:

  • Во-первых, традиции. Многие привыкли свою продукцию изготавливать определенным способом: получается хорошо и клиентов все устраивает. Отлажена технология, логистика, внутренние и внешние бизнес-процессы — никаких причин что-то менять.
  • Во-вторых, экономика. В полиграфии нормы прибыли все время меняются, причем не в лучшую сторону. При этом бытует устойчивое мнение, что цифровая печать по себестоимости дороже традиционных способов, а значит, переход на цифру может быть не выгодным.
  • Во-третьих, ограниченная информированность. Редко кто из производственников может похвастаться широкой информированностью о том, что происходит в этом бизнесе в России и в мире. Как правило, область интересов находится вокруг тех технологий, оборудования и процессов, которые уже используются, с незначительной коррекцией «на развитие»: «Мы производственники, все эти ваши чудесные цифровые технологии — это все маркетинг, и если применимы, то только на Западе. А нам работать надо…» Причем на многих западных предприятиях тоже можно услышать что-то подобное. 

Соответственно, причины вполне объективные. Можно разве, что расширить информированность… Есть и еще один сдерживающий фактор — опасность больших инвестиций. Одно дело пробрести недорогую малоформатную цифровую машину для рекламной печати, совсем другое — тяжелое промышленное цифровое оборудование: «за эти деньги можно купить две офсетные машины — них и производительность выше, и формат больше, и возможности шире». В принципе, спорить сложно.

Мечты о чем-то большем

А если посмотреть на полиграфический бизнес не с позиции решения существующих задач и проблем, а с абстрактной позиции «поиска лучшей жизни»? Возможно ли, в принципе, производство, которое будет легко справляться со своими задачами, не создавать трудностей и постоянного напряжения, будет проще, чище, аккуратнее, потребует меньше персонала и будет обладать большим запасом возможностей? Многие скажут, что это несбыточные мечты. Но, тем не менее, цифровое производство, помимо прочего, дает ряд невидимых, на первый взгляд, не материальных преимуществ по сравнению с привычным аналоговым.

Однако Россия под санкциями — какая цифровая печать? Но в настоящее время вполне успешно поставляются цифровые решения из Китая. Китайская полиграфия развивается в последние десятилетия очень бурно, особенно ее упаковочный сегмент. Неслучайно она почти догнала по объему производства мирового лидера — США, а через пару лет может даже и выйдет в лидеры. Вслед за китайской полиграфией развивается и китайское полиграфическое машиностроение, в том числе и цифровое. Китай уже давно стал доминирующим мировым производителем всевозможной цифровой техники и электроники. До 90% мирового производства компьютеров, 80% светодиодных ламп, 70% мобильных телефонов множество других цифровых и электронных изделий производится в Китае. И там же производится ряд очень интересных цифровых устройств, рассчитанных на большую
полиграфию.

Одним из наиболее «тяжелых», но при этом растущим рынком в нашей стране можно считать производство гофротары и гофроупаковки. Это капиталоемкое производство, поскольку для успешной работы нужно оборудование с высокой производительностью, умеющее оперировать большими форматами. Развертка большинства видов транспортной тары имеет приличные, по полиграфическим меркам, размеры, достигающие полутора-двух метров. Поэтому большинство промышленного оборудования для производства гофрораты тоже имеет большие размеры. И вот в этом тяжелом сегменте появляются цифровые решения, претендующие на то, чтобы встать в один ряд с существующими традиционными решениями.

Попробуем разобраться, насколько исполь зование таких цифровых решений может быть оправдано в техническом и экономическом плане в современном гофропроизводстве.

Некоторые «цифровые» преимущества

Цифровые подходы к производственным процессам в теории обеспечивают целый ряд преимуществ и удобств, которые нельзя считать основными, но они могут улучшить культуру производства и упростить многие процессы. Да, без них можно обойтись, и они напрямую не влияют на производственные показатели и экономику, но с ними все становится немного проще и комфортнее.

  • Цифровая техника, как правило, более автоматизированная и более продуманная. В ней множество процессов, которые в обычном оборудовании требуют ручного труда, автоматизировано, а ручные операции минимизированы. Большинство цифрового оборудования позволяет работать «с чистыми руками».
  • В современной цифровой производственной технике большая часть «вариативности» убрана производителем на этапе разработки. Можно использовать только вполне понятные, «разрешенные» материалы, которые, как правило, сам производитель и поставляет. В этом случае гарантируется лучший результат из всех возможных. Отпадает большая часть проблем с подбором нужных материалов, режимов, сочетаний: делай все по инструкции, и все получится.
  • В цифровой технике результат достигается намного проще. Квалификация специалиста, способного обеспечить продаваемый результат, может быть намного ниже. Обеспечение качественного результата на цифровой технике становится намного проще. Цифровая техника либо работает и обеспечивает стабильный результат, либо ею должны заниматься сервисные инженеры. В традиционной печати существенно больше требований к квалификации. Еще совсем недавно качественная цветная печать была из разряда «искусства», доступного только избранным специалистам с многолетним стажем. В цифровом производстве не нужны «избранные специалисты», достаточно обычного оператора, знающего последовательность действий. Тенденция перехода от суперспециалистов к обычным операторам налицо.
  • Обслуживать и эксплуатировать цифровое оборудование, как правило, намного проще, усилий и времени требуется меньше. Работать становится комфортнее. Зачастую и персонала требуется меньше, но это уже экономические параметры.
  • Однако требования к помещению, в котором работает цифровая техника, более жесткие, чем к обычному промышленному оборудованию, зато это повышает эргономику работы.

Эти и многие другие подобные нематериальные преимущества компания получает, переориентировавшись на цифровые производственные процессы. Конечно, только ради этого на «цифру» переходить не будут, но это может быть дополнительным аргументом. Тем более, что все эти преимущества достаются бесплатно.

Типовые технологии

На первый взгляд кажется, что цифровая техника не может сравниться с привычными решениями ни по производительности, ни по качеству, ни по себестоимости. Но прежде, чем делать выводы, попробуем очень приблизитель но прикинуть разницу между современным промышленным цифровым способом и привычным проверенным способом изготовления гофротары и гофроупаковки.

Крупные гофрокомбинаты, производящие львиную долю продукции в России для изготов ления гофротары и гофроупаковки, используют несколько типовых технологий.

  • Прямая печать по гофрокартону. В мире производится немало различных видов оборудования для прямой печати по гофрокартону. Для этого используются листовые флексографские машины большого формата. Машины могут иметь разное количество печатных секций. Существенная
    доля гофротары, которую и производят обычно прямой печатью, не предполагает сложной полутоновой картинки, поэтому достаточно флексомашиы с 2-3 красочными секциями (зачастую хватает и одной). Впрочем, иногда используется и цветная полутоновая флексографская прямая печать по гофрокартону для изготовления упаковки, не претендующей на шедевр.
  • Печатно-отделочные линии. Это комбинация флексографской печатной машины для прямой печати по гофрокартону, устройства ротационной вырубки и иногда еще фальцевальносклеивающая машина. На выходе такой производственной линии устанавливается стекер, обвязчик и штабелер, укладывающий пачки готовых гофрокоробов на поддоны. Подобные машины выпускают европейские производители (например, Bobst FFG 8.20 ExpertLine) японские производители (например, Mitsubishi Evol), а также ряд китайских компаний. Есть решения немного проще — состоящие из флексографской машины, плоскостного вырубного пресса и брейкера для разделения заготовок.
  • Технология каширования. На заранее изготовленный двухслойный гофрокартон из лайнера и флюта на специальном оборудовании приклеивается второй лайнер, на который обычно нанесено изображение. Второй лайнер может быть как рулонным,
    так и листовым. Запечатывается он разными способами, обычно
    это офсет (если нужно высококачественное полутоновое изображение) или флексография (если требования немного ниже). Далее склеенный гофрокартон рубится на листы на кашировальном оборудовании, а затем проводится вырубка заготовки коробки и фальцовка-склейка. Так чаще всего производят гофроупаковку, которая требует более-менее качественного изображения.
    Самыми производительными и наиболее эффективными в плане производства гофротары и простой с точки зрения изображения гофроупаковки являются печатно-отделочные линии. На них производится большинство такой продукции в нашей стране. И именно с этим видом оборудования имеет смысл сравнивать новые цифровые решения, ориентированные на промышленное изготовление гофропродукции.

Базовые параметры

Для сравнения двух технологий необходимо определить базовые параметры. В качестве цифрового оппонента современным печатно-отделочным линиям будет выступать цифровое печатноотделочное устройство для изготовления гофропродукции — Glory 2504 китайской компани Hanway, входящей в Hanglory Group. Это оборудование специально разработано для применения именно в крупном гофропроизводстве. В отличие от печатноотделочных линий, Glory 2504 имеет только слоттер (устройство вырубки), но не имеет фальце-склейки. Это несколько усложнит сравнение производительности и себестоимости. Но, в конечно счете, нам не нужно получить результат с точностью до копейки. Важно понимать: есть ли существенные различия, различия в разы или значения находятся в сопоставимых величинах. Попутно отметим, что есть немало гофропродукции, которая не требует фальцовки-склейки, например, привычная всем коробка для пиццы. В этом случае сравнение будет более корректным.

  • Рабочий формат. Как уже указывалось, гофропроизводство — работа с большими форматами листов. В России действует ГОСТ на формат листов гофрокартона, есть и фиксированные виды гофротары, описанные, например, в каталоге FEFCO. Но это не мешает производителям гофроупаковки и гофротары, имеющих свой гофроагрегат, делать промежуточные листы нужного формата. Но все равно чаще всего листы имеют внушительные размеры — примерно от 1200х800 мм до 2500х1500 мм (иногда больше). Печатноотделочные линии выпускаются разного формата, способные работать с разными листами. Минимальный формат таких линий от 1600х800 мм и примерно до 2500х1700 мм. Соответственно, цифровое оборудование должно работать со сходными размерами листа. Формат Glory 2504 — 2500х2000 мм, то есть он полностью соответствует текущим аналоговым решениям, а некоторые даже превосходит.
  • Производительность. Производство гофротары и гофроупаковки в подавляющем большинстве случаев крупнотиражное. Типовой тираж может составлять несколько сотен тысяч экземпляров. Чтобы производить такую продукцию за разумное время, скорость работы машин по производству гофротары должна быть высокой. Флексографские печатно-отделочные линии способны производить гофротару с изображением со скоростью около 20 тыс м² в час. Поскольку из одного листа может изготавливаться несколько гофроящиков, количество готовой тары может доходить до 25 тыс. коробок в час. Соответственно, и цифровая техника должна иметь возможность работать на аналогичных скоростях. Glory 2504 имеет возможность работать на скорости до 100 м/мин — при высоком качестве печати и до 180 м/мин — при нормальном качестве печати. При типовой ширине гофрокартона 1500 мм общая производительность составляет до 17 тыс. м² в час, что совсем немного уступает высокопроизводительным печатно-отделочным линиям. При высоком качестве печати производительность будет немного меньше — около 10 тыс м² в час, но и печатно-отделочные линии при сложной печати с наложением красок не будут работать на максимальной скорости. Более того, поскольку Glory 2504 однопроходный, то для повышения производительности можно использовать более широкий лист гофрокартона, но тут нужно смотреть на возможность разместить на нем нужное количество разверток гофротары и учитывать возможности слиттера. Но, в целом, производительность соизмеримая.
  • Качество печати. В Glory 2504 применены самые современные печатные головки компании Kyocera, обеспечивающие разрешение печати до 600х600 dpi, и экологичные пигментные чернила на водной основе с широким цветовым охватом. В реальности качество изображения превосходит большинство вариантов флексографской печати на гофрокартоне.
  • Стоимость. Самое сложное — оценить стоимость производства однотипной продукции двумя разным способами и понять, насколько цифровая технология дороже (или дешевле), на каких видах продукции и на каких тиражах. Если цифровая печать по затратам достаточно легко просчитывается (из прямых затрат здесь только чернила), то с флексографией все непросто. Существует множество решений для изготовления декорированной гофротары: от уже упомянутых печатно-отделочных линий до простейших флексомашин и примитивных слиттеров. Более того, стоимость во флексорафии очень сильно зависит от печатаемого сюжета.

Расчеты

В результате было решено считать затраты по производству четырех типовых сюжетов: простой однокрасочный сюжет с небольшим размером логотипа (макет 1); двухкрасочный сюжет, в котором одна краска занимает внушительную площадь гофротары (макет 2); трехкрасочный сюжет с полным заполнением площади гофротары (макет 3) и четырехкрасочный сюжет с полным заполнением площади и полутоновым изображением (макет 4). Схематично образцы макетов показаны на рис. 1. Для простоты подсчета площадь тестовой гофротары составляет 1 м² (такую площадь можно получить при изготовлении гофроящика размером 42х32х32 см).

Затем мы просчитали печать такой продукции в пяти разных компаниях, профессионально занимающихся производством гофротары. Почти все производители гофротары считают заказ примерно следующим образом: стоимость печатных форм + краскопрогоны и в некоторых случаях + затраты на подготовку оборудования к печати. Стоимость флексографских печатных форм в результате нашего небольшого исследования оказалась в диапазоне от 2 до 4 руб. за см². Цена зависит от используемого фотополимера и технологии изготовления форм. Зная площадь сюжета по цветам и количество цветов, получим общую площадь форм, а умножая на их стоимость, получаем затраты на формы.

Что касается краскопрогона, то здесь диапазон не велик: от 1,2-1,4 руб. при небольших тиражах до 55-65 коп. при больших тиражах. Разница стоимости определяется типом используемого оборудования. Любопытно, что стоимость краскопрогона почти не зависит от площади запечатки. Впрочем, и в других способах печати (например, офсете) стоимость листопрогона также не зависит от площади печатных элементов. Многие типографии много лет назад вывели усредненную цену листопрогона, учитывающую, что один сюжет будет насыщенным по цвету, другой — наоборот. Правильно установленная цена листопрогона учитывает все цветовые разбросы.

Любопытно, что все результаты оказались достаточно близкими. Имея указанные выше данные, мы просчитали стоимость изготовления наших типовых заказов для нескольких тиражей: 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 50000 и 100000 экз. Но не все компании были готовы печатать полутоновую гофротару, поэтому этот вид продукции оцениваем по меньшей выборке. Также не все готовы были печатать тираж 500 и 1000 экз. в три и четыре краски.

Полученные при подсчетах результаты печати наших примеров флексографским способом показаны в табл. 1. Не всегда можно было понять стоимость подготовительных работ по печати, по всей видимости, эти деньги закладывались в более дорогой, чем у конкурентов, листопрогон. Но общая стоимость приладки существенно влияет только на совсем небольшие тиражи печати, при значительных тиражах этими суммами можно пренебречь.

Необходимо обратить внимание, что в таблице указаны именно цены за печать, а не за производство гофротары. Ее мы получили, вычитая из стоимости гофроящика нужного тиража с печатью стоимость изготовления гофроящика без печати. Материал тип и размер гофроящиков в обоих случаях одинаковый. Готовые результаты представлены в виде четырех графиков для четырех типовых изделий. Они построены с целью наложить на них еще и график цены цифровой печати и найти области, в которых возникнет пересечение. Очевидно, что при штучных тиражах цифровая печать будет выгоднее, а вот на каком тираже станет более выгодной флексография — было очень интересно.

Но прежде, чем накладывать цифровой график, мы решили построить еще и корректирующий график флекографской печати. На каждом из рисунков он показан черной пунктирной линией. Это сделано по нескольким причинам. Во-первых, можно допустить, что некоторые производители гофротары имеют у себя производство печатных форм и они им обходятся заметно дешевле, чем при заказе на стороне. Во-вторых, при оценке стоимости флексопроизводства мы оценивали все-таки продажную цену, а не себестоимость, которая, скорее всего, ниже отпускной цены. Впрочем, рынок изготовления гофротары считается с невысокой маржинальностью, поэтому коррекцию «вниз» мы применили не очень существенную.

Ну и наконец, важным было не получить абсолютные цифры с точностью до рубля, а определить тренд. Более того, используя данную методику, желающие могут посчитать эффективность использования цифровой печати гофротары в своей типографии и добавить их на графики. Возможно, результаты будут отличаться.

После того, как были сформированы типовые дизайны гофротары (рис. 1), мы предложили поставщику цифрового оборудования просчитать затраты на печать таких сюжетов. Они будут линейны, то есть стоимость экземпляра не будет зависеть от тиража. Полученные результаты представлены в табл. 2, причем для трех разный режимов цифровой печати. Первый нормальный — при котором сюжет печатается с целью обеспечения максимального соответствия задуманному. Во втором и третьем случае включается режим экономии чернил, при втором режиме — экономия относительно небольшая, в третьем режиме — существенная. Затраты падают, но и результат становится отличным от задуманного. Если печатается дизайнерский сюжет, то клиенты вряд ли будут на это идти, а вот если на короб наносится только вспомогательная транспортная информация и стоит задача просто обеспечить читаемость, то вполне можно использовать этот режим.
 
Исходя из данных табл. 2, для каждого сюжета мы построили график стоимости производства разных тиражей и наложили его на графики флексографской печати. На каждом (рис. 2а–г) график цифровой печати показан голубым цветом штрихпунктирной линией. В местах пересечений с графиками флексографии мы получаем диапазон тиражей меньше которых цифровая печать на Glory однозначно экономически оправдана. Диапазон тиражей меньше которых получается выгода — на графиках. Для разных сюжетов ситуация разная. На графиках присутствует не точное положение точки пересечения, а зона пересечений, посольку однозначно решить, какая компания показала оптимальные значения для флексографии, нельзя. Поэтому взяли минимальное и максимальное значение. Однокрасочный сюжет с небольшим заполнением цифрой можно печатать до сотни тысяч экземпляров. Насыщенные цветные сюжеты дают результаты в районе 5-10 тыс. экз. Очень интересная ситуация с цветной полутоновой печатью. Флексографские типографии просят довольно много денег за полутоновую цветную печать, и тут цифра может активно соперничать на тиражах до 40-50 тыс. экз. Конечно, все будет зависеть от заполнения, если сюжет будет очень насыщенным по цвету, то область тиража сократиться, но, скорее всего, разовый тираж в районе 25-30 тыс. экз. печатать цифрой будет выгодно.
На графиках бледными линиями показаны затраты при использовании режима максимальной экономии чернил. В результате получаем тиражные области, в которых цифра будет выгодна при этом режиме, но тут есть ограничения — все зависит от требований клиентов к качеству.

Графики стоимости печати типовых макетов

Цветными сплошными линиями обозначена флексографская печать, штрих-пунктирной линией обозначена цифровая печать на Glory 2504. Чёрной пунктирной линией показан обобщённый корректирующий график флексографской печати.

Ось Y графика логарифмическая, поэтому график цифровой печати - не прямая линия, которой должен был бы, учитывая линейную функцию стоимости. 

Большие чёрные цифры показывают тиражи, меньше которых цифровая печать выгоднее. 

Рабочий вариант

В заключение еще раз отметим, что вышеуказанные расчеты во многом идеализированы, но подход вполне рабочий. Компания «Нисса Центрум», которая занимается поставками китайского цифрового оборудования Hanway в Россию, готова просчитать себестоимость тиражей для клиентов детально. А клиенты, в свою очередь, зная структуру затрат, могут подсчитать флексографские затраты и посмотреть, в каких диапазонах цифрой способ декорирования гофрокартона выгоднее.

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку

В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.