В начале ноября 2006 года 24 представителя типографий из России, Украины, Казахстана и Киргизии приняли участие в зарубежном семинаре, организованном компаниями Kodak и «НИССА Центрум».
Семинар собрал специалистов самых разных предприятий – от небольших до крупнейших в своих странах. Так как фирменным стилем мероприятий проводимых Kodak и «НИССА Центрум» является максимальная информационная открытость, было принято полностью оправдавшее себя решение пригласить как клиентов «НИССА Центрум» по CtP и/или пластинам Kodak, так и пользователей других марок оборудования и расходных материалов.
Значительная культурная программа была ориентирована, прежде всего, на создание максимально комфортной среды для взаимного общения и свободного обмена опытом. Все отмечали готовность сотрудников Kodak освещать любые, самые сложные и «неудобные» вопросы, интересовавшие участников. Вместо ссылок на закрытость информации, отсутствие этого в программе и прочих, всем, к сожалению, знакомых, отговорок, программа и подаваемая информация менялась в соответствии с пожеланиями клиентов. В качестве только одного примера приведем ответ на вопрос об организации контроля качества. Немедленно сотрудниками Kodak была продемонстрирована контрольная лаборатория, в присутствии клиентов был проведен интересующий тест. Затем сотрудники «НИССА Центрум» предоставили репрезентативную статистику по закупкам и браку, свидетельствующую о действенности многоуровневой системы контроля качества, внедренной на заводах Кодак.
Открытость организаторов и их готовность к диалогу весьма позитивно повлияла на готовность клиентов обсуждать между собой реальные и интересные технические и технологические вопросы, делиться опытом. Первый подробный отчет, сделанный директором «АМ Графикс» Андреем Федотовым, появился на Интернет-форуме буквально на следующий день после возвращения домой. Так что морская экскурсия, осмотр достопримечательностей Гамбурга и Бремена послужили хорошим фоном для ценного открытого профессионального общения.
В программу был включен осмотр двух предприятий, сознательно выбранных по тем же принципам открытости. Первым стал демо-центр Illies Graphik GmbH, (www.illies.de) - имя которое хорошо известно отечественным полиграфистам. Illies Graphik является европейским дистрибутором Ryobi и все машины этой марки, поставляемые в СНГ ,проходят через этого дистрибутора. Естественно, в демо-центре установлены именно машины Ryobi. Неожиданностью оказалось что пластины для них не просто выводятся на CtP Kodak – это как раз естественно, ведь практически все поставщики высококачественного печатного оборудования, не имеющие собственных CtP линеек, например KBA, Komori и др. используют именно CtP Kodak. Неожиданностью оказалось использование Illies Graphik исключительно беспроцессных термальных пластин Kodak Thermal Direct. Хозяева подготовили даже русскоязычную презентацию своего предприятия, тесты. Но «наши» не остались пассивными наблюдателями! Красивые картинки попросили заменить на «случайно» оказавшийся с собой у одного из участников тестовый файл, сильно напоминающий Altona Test Suite, и богато украшенный различными контрольными элементами.
Андрей Федотов: «На снимке слева на право... первые 6 листов, в стопке наверху 18-ый лист... 19-бродил по рукам, а по 20-му на столе мерили шкалы и проверяли кресты. Кресты практически сидели. После корректировки плотностей краски и центровки крестов... на что ушло ещё примерно 30 листов... всё... пошел тираж... Времени на всё ушло примерно минут 10... может 15 ... + 50 листов брака (приладка)...»
В составе нашей делегации были специалисты из России и стран СНГ, ранее уже тестировавшие у себя такие же пластины. Они уверяли нас, что у них уже ШЕСТОЙ лист такой же, как здесь 20-ый... Возможно, это связано с тем, что печатная машина включилась с нашим приходом, типа была "холодная", возможно, отличался состав увлажнения (как сама вода, так и спирт и добавки), возможно, каким то образом повлиял климат, возможно, просто другая печатная машина (мы смотрели работу 750-ой Ryobi)...На наш вопрос, о том, испытывает ли данная типография какие либо трудности или неудобства с системой увлажнения при постоянной химической реакции проявления пластин, демонстрировавшие машину люди переглянулись с печатником, пожали плечами и утвердительно помахали головой - перевод уже был не нужен - переводчик перевёл - ответ НЕТ! С момента начала эксплуатации они ничего необычного не заметили. Какие-либо дополнительные мероприятия проводить не пришлось ни разу...» Г-ну Федотову это крайне интересно, ведь буквально сейчас в его типографии идет монтаж CtP Kodak Magnus 400. А работать планируется именно на беспроцессных термальных пластинах Kodak Thermal Direct.
Вторым показанным предприятием стал Repro Heinatz, (www.reproheinatz.de). Если в Illies Graphik работают с малоформатным Magnus 400, то Repro Heinatz эксплуатирует два гиганта – Magnus VLF, один из них в конфигурации X (экстремальная скорость) – со скоростю экспонирования 2 м/c. Работает предприятие на популярных пластинах Kodak Electra HR. В момент осмотра один Magnus VLF работал, а на другом специалисты Kodak вели монтаж системы перфорации. Repro Heinatz – по нашим понятиям очень необычное предприятие. Как видно из названия – это репроцентр! На вопрос, как выживаете, почему не купите печатные машины, владелец ответил – «мы давно ведем репробизнес. Выводили пленки, теперь наряду с ними выводим пластины. Типографии далеко не всегда выгодно все оборудование держать у себя. Особенно дорогостоящее, сверхбольшого формата. Да еще если его надо дублировать для обеспечения полной надежности. А мы гарантируем вывод пластин заново и доставку в течение часа – в том редчайшем случае, если пластина будет повреждена при перевозке. Как, говорите, выживаем? – посмотрите на поток выводимых пластин, на наш парк новейшего оборудования – не жалуемся!»
Так что, смерть «чистого» репробизнеса и неминуемость его перехода в виртуальный мир или превращения в типографию вовсе не являются догмой. В Repro Heinatz успешно доказывают обратное.
Но основное время семинара, конечно, было посвящено работе на крупнейшем в мире заводе по производству пластин. Завод Kodak в немецком местечке Остероде в 2005 году, в процессе модернизации для увеличения производительности, выпустил 60 млн. м2 пластин. Сейчас уже очевидно, что в будущем объёмы выпуска будут еще больше. Три линии завода работают в непрерывном режиме, превращая катушки алюминиевой ленты в пачки пластин разрезанных в соответствии с заказами конкретных клиентов. Длина ленты в машине – около 500 метров, поэтому конец одной катушки на ходу сращиваются с началом следующей, подобно тому, как сращивают рулоны бумаги в журнальных ротациях.
Показывали все – включая процесс перехода с одной марки пластин на другую. Показывали лабораторию контроля качества и печатные машины, на которых тестируются новые, только разрабатываемые марки пластин. Показывали CtP Kodak, на которых экспонируются эти пластины. На вопрос – а как вы эти CtP калибруете, пока еще не известны точные параметры пластин? – объясняли конструктивные причины высочайшей стабильностью CtP, обеспечиваемой технологией SquareSpot. В результате такое устройство само с успехом используется в качестве калибра. Причем выбраны были устройства SquareSpot еще до того, как они стали своими, до слияния Kodak KPG и Creo. Показывали транзитный склад готовой продукции. С учетом месячного производства более 5 млн. м2. пластин, каждая из которых сделана под конкретного клиента, понятно, что отгрузка идет быстро, и пластины на складе не задерживаются. Кроме показа была проведена обширная лекционная программа, посвященная техническим и технологическим особенностям CtP пластин Кодак. Естественно, скучных монологов и заклинаний вроде «у нас лучше потому, что у нас лучше» не было. Была живая заинтересованная дискуссия, в процессе активно выступали отечественные профессионалы, не понаслышке знающие предмет.
Мнение участников:
Валентина Шубникова – «Первый полиграфкомбинат» (Москва)
Ваша цель в этой поездке?
В.Ш.: Основной целью было ознакомление с полным циклом производства пластин фирмы Kodak,организацией контроля качества эмульсионного слоя, резки и упаковки пластин на заводе. Планировали получить консультации по эксплуатации пластин в условиях нашего производства, а также узнать о перспективах развития в области производства расходных материалов Kodak. Разумеется, рассчитывали обменяться опытом работы с оборудованием и материалами Kodak с другими участниками семинара.
Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
В.Ш.: Наиболее интересным для меня было посещение демоцентра «ILLIES», где можно было наглядно ознакомиться с тонкостями беспроцессной технологии изготовления печатных форм. Следует отметить, что «беспроцессная» технология изготовления печатных форм с применением пластин KodakThermalDireсt – на первый взгляд производит впечатление. Если комплексные затраты при этом, в действительности оправдывают себя, и применение «беспроцессных пластин» не сказывается негативно на процессе печати и качестве получаемых оттисков (как это было продемонстрировано, правда на очень небольшом тираже), то это может быть несомненно интересно.
Какие выводы сделаны по результатам семинара?
В.Ш.: По опыту работы известно, что в отдельных партиях поставляемых пластин бывают проблемы качества, и выявить скрытый брак производителя на этапе входного контроля бывает зачастую сложно. Для этого необходимо знать о процессе производства пластин в целом, а еще лучше увидеть своими глазами. Выяснить качество и степень контроля формных пластин на всех этапах их производства, зная виды брака в пластинах, понять какой их характер (массовый или случайный), уточнить реальные сроки изготовления пластин. На все эти и другие вопросы были получены ответы непосредственно от производителей. Полученная информация важна и весьма полезна в практике работы с формными пластинами и других производителей, используемых на нашем предприятии.
Как это отразится на Вашей работе, в частности, в сотрудничестве с «НИССА»?
В.Ш.: Полученная информация о материалах и практическом опыте зарубежных коллег позволит нам быстрее и эффективнее решать производственные задачи, своевременно предусмотреть возникновение проблем в производстве, обеспечить стабильность технологического процесса тем самым, сократив процент брака. Данная поездка являлась также одним из важных мероприятий по обмену опытом и налаживанию деловых контактов с участниками семинара, представителями типографий г. Москвы и других регионов, использующих материалы и оборудование, аналогичные применяемым в ООО «Первый полиграфический комбинат». Что касается сотрудничества с «НИССА», то оно явно предполагает быть, так как в области допечатного оборудования и материалов мы работаем вместе с первых дней деятельности нашего предприятия. В настоящее время мы готовимся к инсталляции и запуску нового допечатного оборудования - это две линии по изготовлению печатных форм на пластинах большого формата (1192х1470мм). Кстати, данное оборудование так же было показано в одном из репроцентров Германии, во время прохождения семинара.
Татьяна Шацких – Юнивест-Маркетинг (Киев)
Ваша цель в этой поездке?
Т.Ш.: Основной целью было увидеть производство. И, конечно же, пообщаться с пользователями.
Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
Т.Ш.: Понравился репроцентр.
Какие выводы сделаны по результатам семинара?
Т.Ш.: Общение с коллегами доказало, что мы сделали правильный выбор - продукт хороший. Хотя такое оборудование проверяется в процессе, пока рано о чем-то говорить (это только начало нашей работы на этом оборудовании).
Как это отразится на Вашей работе, в частности, в сотрудничестве с НИССА?
Т.Ш.: Время покажет, это только начало. Мы надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество с НИССА будет плодотворным и эффективным, касательно и оборудования, и расходных материалов.
Татьяна Савченко – Лунапак (Днепропетровск)
Ваша цель в этой поездке?
Т.С.: Основная - ознакомиться с производством пластин, понять причины иногда встречающихся проблем, пообщаться с другими участниками. Хотели убедиться в контроле качества.
Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
Т.С.: 10-я линия, до этого никогда не видела ничего подобного.
Какие выводы сделаны по результатам семинара?
Т.C.: убедилась в том, что все моменты на производстве контролируются должным образом, а источники проблем пресекаются в момент производства. Система устроена так, чтоб исключить возможность попадания некачественной продукции.
Как это отразится на Вашей работе, в частности, в сотрудничестве с НИССА?
Т.C.: Сотрудничество с НИССА всегда устраивало, и реакция, и тех. поддержка. Благодаря знакомству с конкретными людьми, которые отвечают за конкретные вещи, процесс нашего общения станет еще проще. Мы планируем продолжать использовать ваши пластины, а в будущем планируем приобретение пластин Sword Ultra – более тиражестойких.
Игорь Береза – Арт-Пресс (Днепропетровск)
Ваша цель в этой поездке?
И.Б.: Посмотреть технологию изготовления пластин. Контроль качества.
Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
И.Б.: Да все произвело, полная автоматизация процесса.
Какие выводы сделаны по результатам семинара?
И.Б.: Выводы? Мы остаемся с Кодак. Еще раз убедился в качестве используемых нами пластин.
Как это отразится на Вашей работе, в частности, в сотрудничестве с НИССА?И.Б.: Планируем продолжить наше сотрудничество с НИССА.
Виталий Вознесенский – "Новый Друк" (Киев)
Ваша цель в этой поездке?
В.В.: Ознакомиться с производством пластин.
Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
В.В.: Никогда раньше подобного не видел, все произвело впечатление. Понравилась сама организация семинара.
Какие выводы сделаны по результатам семинара?
В.В.: Убедился в контроле качества. Узнал, как маркируются пластины, как поступать, если есть брак, т.е. выяснил все интересующие меня вопросы.
Как это отразится на Вашей работе, в частности, в сотрудничестве с НИССА?
В.В.: Мы с "НИССА Украина" успешно работаем и планируем в дальнейшем приобретать у нее пластины Кодак. В ближайшее время думаем приобрести более высокотиражные пластины.
Общее впечатление участников от проведенного семинара оказалось на редкость позитивным. Не случайно его неформальным слоганом стала фраза из известной шутки:
- Почему Кодак?
- Потому, что хо-ро-шо!