Лет 20 назад серьезной флексографии в Китае практически не было, большие (в понимании миллиардного населения) тиражи обеспечивала глубокая печать (ротогравюра), небольшие — высокая печать, letterpress. Но мир не стоит на месте. На наших глазах из-за технологического скачка в допечатных технологиях флексография во всем мире превратилась из малопредсказуемой технологии печати посредственного качества в отлаженный, надежный и экономически эффективный бизнес. Люди могут перестать читать и писать, но не есть и пить. Основной рынок флексографии — этикетка и упаковка. Рост благосостояния в Китае вызвал взрывообразный рост интереса к привлекательной и непременно разнообразной упаковке, которую не могла обеспечить ротогравюра с ее гигантскими тиражами.
Залог успешного и эффективного полиграфического бизнеса — найти свое место на рынке. Особенно это важно сейчас для типографий относительно молодых, появившихся в последние 5–7 лет. Ведь уже с конца 2000 г. российский рынок был высококонкурентным, и свободных мест на нем было не много. Как удалось найти свою нишу екатеринбургской
типографии «Альфа Принт», нам рассказал ее владелец — Александр Пьянков.
В последние годы у наших полиграфических предприятий наблюдается четкая специализация. А в 90-е годы частные российские типографии, как правило, были универсальными — выпускали самую разную продукцию. Затем, по мере развития бизнеса, они уже выбирали специализацию: этикетки, упаковка, периодика, книги и т.д. Позже типографии нередко создавались уже конкретно под какую-то специальную задачу. Но оказывается, на рынке есть еще универсальные успешные предприятия, например, «Флекс-А» из Тольятти. Недавно в ней компанией «Нисса Центрум» была установлена новая цифровая печатная машина HanGlobal LabStar 330S. В середине декабря мы посетили эту типографию. Изначально планировалась встреча с ее директором Виталием Васичкиным, но традиционный для этого времени форс-мажор, к сожалению, помешал.
Однако Виталий делегировал рассказ о типографии и новой ЦПМ оператору цифровой машины — Михаилу Аскарову.
Первая статья о финишной обработке этикетки, «Цифровой конвертинг» («Флексо Плюс» №5-23, с. 46–52), посвящена механической обработке материала, необходимой для получения финальной этикетки, режущим плоттерам и лазерам. В реальной жизни печать, конвертинг и облагораживание идут рука об руку, часто в одном устройстве, и разделение было продиктовано лишь объемом материала. Эта статья — об облагораживании, нанесении на этикетку дополнительных элементов отделки. На современном этапе развития технологии это лак, фольга и вариации на их основе.
Цифровая печать этикетки и в России, и в мире занимает долю рынка, сравнимую с аналоговой печатью, и продолжает ее теснить. Но печать — лишь часть процесса, финишные технологии не менее важны. Сегодня львиная доля финишной обработки даже напечатанной цифрой этикетки производится на аналоговых линиях. И так будет еще многие годы. Поэтому к тому моменту, когда этот номер «Флексо Плюс» попадет в руки читателя, в Москве уже распахнет двери расширенный демоцентр «Нисса Центрум» с новинкой — финишной линией Vision MDF 330 в расширенной конфигурации. В соответствии с опубликованными данными об инсталляциях финишных машин в 2022-23 гг. в России именно Vision удерживает первое место, хотя серьезны и успехи других китайских вендоров. Но и цифровые финишные технологии уверенно пробивают себе дорогу на рынок, идут реальные инсталляции в России, можно говорить о второй волне интереса к ним, вызванный, несомненно, потрясающим прогрессом производителей из Китая. Первая статья цикла посвящена цифровым конвертинговым решениям, доступным в России и, для сравнения, лучшим мировым достижениям.
Предыдущие несколько лет «Курсив» регулярно рассказывал о возможностях создания визуальных и тактильных объемных эффектов при помощи цифрового и традиционного полиграфического оборудования, осуществляющего УФ-лакирование отпечатков. Теперь настал черед обратить внимание на альтернативный метод получения подобных эффектов — использование УФ-отверждаемых белил. Экспериментальная вкладка, в этом номере журнала, стала результатом нашего первого практического знакомства с новой ЦПМ HanGlobal LabStar 330S, которую предлагает компания «НИССА Центрум».
В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.
Промышленная цифровая печать стремительно развивается, постоянно укрепляя свои позиции. Сам термин «цифровая революция» как-то ушел в тень, идет «цифровая трансформация». Но в разных областях по экономическим, технологическим и национальным причинам есть особенности. Цифровая печать по гофрокартону в России — сегодняшняя тема.