Промышленный уровень цифрового облагораживания этикетки
Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10
Производство этикетки

Промышленный уровень цифрового облагораживания этикетки

Все Публикации
24 мая 2020

Компания ABG International, лидер в области финишной обработки этикеточной продукции, выводит на рынок модуль JetFX для линии Digicon 3. Он доступен для заказа немедленно, в том числе для дооснащения ранее установленных линий. Давайте разберемся, что это такое, зачем и кому нужно, в чем отличия от существующих (и каких) решений.\

Облагораживание

Облагораживанием (англ. embellishment) или отделкой полиграфической продукции принято называть добавление визуальных или тактильных элементов, чаще уже после печати цветными красками. Наиболее известны припрессовка фольги и лакирование, но есть и более сложные варианты, подробнее — ниже. Облагораживание как группа аналоговых процессов появилось очень давно и используется в производстве этикетки, что называется, от века. Современная узкорулонная флексомашина не просто может включать в себя секции облагораживания — она вряд ли мыслима без них. На любой магазинной полке найдутся этикетки с выборочным лаком и тиснением фольгой (последнее особенно характерно для алкогольной продукции). Важной особенностью аналогового облагораживания, помимо высоких первоначальных инвестиций, являются значительные подготовительнозаключительные затраты — на флексоформы для лака, штампы для фольги, пусконаладочные работы и т. п. С другой стороны, переменные затраты (грубо говоря, на печать еще одного экземпляра) оказываются относительно невелики. То есть традиционные технологии облагораживания прекрасно подходят для больших тиражей, плохо — для малых и совершенно непригодны для вариативной и персонализированной отделки.

Цифровое облагораживание

Именно малые тиражи, множество вариантов в одном заказе, кастомизация и персонализация — естественные ниши цифровой печати, поэтому для таких заказов возник спрос на облагораживание другими технологическими методами. Все производители устройств для цифрового облагораживания используют в общих чертах единые принципы. Первым вышло на рынок цифровое лакирование. УФ-лак наносится с использованием струйных головок, что позволяет получать выборочное лакирование. За счет увеличения и уменьшения слоя лака удается получить тактильные, осязаемые эффекты, а в случае особо толстых элементов — так называемый 3D-рельеф (трехмерный). Управляя режимами УФ-сушки, до некоторой степени удается управлять и блеском лаковой поверхности.

Следующим — и коммерчески самым значимым — шагом стала возможность цифрового фольгирования. Именно металлическая, чаще золотистая, фольга — самый яркий и очевидный для покупателя вариант отделки. Промышленно выпускается огромное разнообразие фольги для полиграфии, в том числе голографической, с нанесенным рельефом и др. В цифровом процессе УФ-лак при фольгировании используется как клей. Сначала его наносят струйными головками, затем лишь чуть подсушивают слабым УФ-излучением, прикатывают фольгу и лишь в самом конце процесса полностью отверждают мощным потоком ультрафиолета, проникающим даже через слой накатанной фольги.

Решения для облагораживания листовой продукции возникли раньше, и дело в том, что цифровое облагораживание в листе активно применяется и для цифровых, и для офсетных отпечатков.
Родоначальником здесь выступила израильская компания Scodix, которой вскоре составила конкуренцию французская MGI и несколько позже японская Duplo, что и обеспечило необходимый уровень
конкуренции. А вот для узкорулонной печати этикетки ситуация сложилась иная.

Узкий рулон

Компания MGI несколько лет назад выпустила на рынок решение для узкорулонной этикетки JETvarnish 3D Web. Это громоздкая (12 м в длину) автономная машина, зато на протяжении нескольких лет — единственное коммерчески доступное решение. Неудивительно, что инсталляции, в том числе и в России, не заставили себя долго ждать — потребность-то очевидна! Почти одновременно о своем варианте объявила и компания HP. Это HP Indigo GEM, и он уже описывался в журнале «Флексо Плюс» (см. №2–2018, с. 40–43), поэтому не будем останавливаться на нем подробнее. Здесь нам важно, что дважды, на Labelexpo 2017 и 2019, представленную машину все еще нельзя было заказать, продолжается бетатестирование. Примерно тот же статус у который год активно маркетируемого Kurz DM-Jetliner — на классическую реплику «Заткнись и бери мои деньги!» ответа пока нет.

Подход ABG оказался менее шумным, но более эффективным. Почти все блоки для создания — размотчик, намотчик, корона, станции фольгирования, УФ-сушка и прочее — у ABG были в наличии и уже использовались в популярнейших линиях Digicon 3. Оставалось добавить собственно струйный модуль нанесения УФ-лака/клея. И тут тоже не стали изобретать велосипед, а договорились о сотрудничестве с американским стартапом JetFX, ключевой компетенцией которого именно это и является. Есть определенная ирония в том, что в JetFX наработали эти компетенции во многом в процессе многолетней совместной разработки с HP уже упомянутой модели GEM. Но в бизнесе часто важнее не кто и как начал, а кто раньше пришел к финишу.

Вот с маркетингом у ABG традиционно не очень хорошо. На сайте компании ABG JetFX не удостоился даже отдельного пресс-релиза :) — лишь нескольких отрывочных упоминаний. Британцы сильны в другом — устройство готово в железе и немедленно доступно. Тем интереснее поддержать производителя информационно и практически эксклюзивно рассказать читателям о новинке.

Что может ABG JetFX

Цитата из документации (в скобках мой перевод):

  • Foil (фольга) + Spot (выборочный лак) + micro texture (микротекстура).
  • Foil + Tactile (тактильный лак) + Spot (выборочный),
  • Foil + Foil,
  • Foil + Cast & Cure (голографический лак),
  • Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure,
  • Foil + Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure,
  • Soft Touch Lam (ламинация мягкой на ощупь пленкой) + Foil + Tactile + Spot,
  • Soft Touch Lam + Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure.

И немного подробнее.

  • Spot (выборочный лак) — наиболее простая операция. Лак наносится в нужное место струйной головкой и отверждается УФ-сушкой. Как и для всех остальных операций, не требуются формы, каждый отпечаток может быть уникальным. Конечно, технически возможно и нанесение сплошного лакового слоя, но обычно экономически эффективнее сделать это в аналоговой секции линии Digicon.
  • Мicro texture (микротекстура) — технически аналогична предыдущей, но струйная головка наносит не сплошное, а специальным образом растрированное изображение, что дает совсем другой эффект с точки зрения пользователя.
  • Tactile (тактильный лак) технически подобен выборочному. Однако за счет увеличения расхода клея создается более толстый слой лака и осязаемый рельеф на поверхности этикетки.
  • Foil (фольга) — классическая, самая известная операция цифрового облагораживания. Лак, работающий теперь в качестве клея, наносится в нужное место струйной головкой и слегка, с сохранением липкости, подсушивается слабым УФ. Станция фольгирования/ламинации прикатывает к клею фольгу, которая приклеивается только там, где нанесен клей. Поверхность сквозь фольгу обрабатывается мощным УФ-излучением для полного отверждения клея. Использованная фольга сматывается. Очевидно, что одновременно и выполнить лакирование, и нанести фольгу одной струйной головкой нельзя. Это не листовая машина, где лист можно прогнать и второй, и третий раз при необходимости. Поэтому используется более одной струйной головки: одна может работать для лакирования, другая для фольгирования. Станций фольгирования/ламинации также может быть несколько. Естественно, фольгу можно прикатать самую разную, в том числе голографическую. Фольга — расходный материал, причем недешевый, и после одного использования подлежит утилизации.
  • Cast & Cure (голографический лак) — это достаточно известная и в классическом аналоговом процессе техника, можно сказать голографическая фольга — только без расхода фольги. Приблизительный буквальный перевод Cast & Cure — формуй и суши. Внешне процесс напоминает фольгирование. Лак наносится в нужное место струйной головкой и слегка, с сохранением высокой пластичности, подсушивается слабым УФ. Вместо фольги к нему прикатывается пленка с нанесенным на нее голографическим рельефом. Поверхность сквозь рельефную пленку обрабатывается мощным УФ-излучением для полного отверждения лака. Использованная пленка сматывается в рулон и может быть использована повторно, причем многократно. А на поверхности лака остается рельеф.
  • Soft Touch Lam (ламинация мягкой на ощупь пленкой) — сплошная ламинация полимерной пленкой, обычно до остальных операций. В качестве клея может быть использован и цифровой УФ-клей/лак, но разумнее построить линию так, чтобы клей наносился в аналоговой флексосекции.

Конструкция и характеристики ABG JetFX

Важнейшее конструктивное отличие ABG JetFX от всех подобных существующих и анонсированных решений состоит в том, что это не отдельная установка, а модуль для популярного на рынке промышленного решения для отделки этикетки Digicon Series 3. Он может быть поставлен не только как часть новых линий Digicon Series 3 и систем лазерной высечки Digilase 4.0, но и как дооснащение уже работающих таких линий. 

Кроме защиты инвестиций, модульная конструкция по самой своей сути обеспечивает и другие преимущества перед отдельными машинами. С одной стороны, модуль JetFX не имеет собственных размотки, намотки, коронатора и других необходимых для работы узлов, но использует эти компоненты линии Digicon 3. То есть за отдельный комплект этих узлов не надо платить, их обслуживать и размещать в помещении. Сравните компактный модуль ABG JetFX с 12-метровым MGI JETvarnish 3D Web.

Важно, что в ABG Digicon станция фольгирования/ламинации не смонтирована жестко, а размещена на рельсах. Это позволяет перемещать ее вдоль тракта линии, используя попеременно для разных операций — например, или для ламинации в паре с аналоговой флексосекцией, или для нанесения фольги в JetFX. Дополнительные станции также могут быть установлены позже, в работающую линию.

Однако самым важным преимуществом ABG JetFX является высокая реальная производительность. Прежде всего, при использовании ABG JetFX цифровое облагораживание не является отдельным технологическим переходом, но выполняется единой линией в комплексе с необходимыми в любом случае операциями — высечкой, аналоговым облагораживанием, удалением облоя, продольной резкой на ручьи и пр. Это значительно увеличивает производительность труда и уменьшает процент отходов на переналадку, как в случае автономного оборудования для цифрового облагораживания. Но и собственно линейные скорости впечатляют.

Приведем основные технические характеристики:

  • скорость печати: до 60 м/мин в режиме выборочного лакирования, до 30 м/мин в режиме фольгирования толщиной 25 мкм, в режиме тактильного лакирования толщиной 30 мкм — до 30 м/мин,
  • толщина лакового слоя — от 7 до 75 мкм (при одновременном использовании двух струйных модулей до 150 мкм),
  • точность позиционирования при тиснении ±0,2 мм, с опциональной камерой ±0,1 мм,
  • ширина материала 326 мм, ширина печати 320 мм,
  • толщина материала — от 50 до 350 мкм.

Продолжение будет

При разработке модуля ABG JetFX инженерам-конструкторам компании удалось создать решениебомбу.

Производительность, в разы превосходящая достижения конкурентов. Передача тончайших деталей, ранее недоступная в отрасли. Модульная конструкция, допускающая установку не только в новые, но и в работающие в поле популярные в России и мире линии ABG Digicon 3. То есть защита инвестиций, прямая экономия средств, производственных площадей, электроэнергии и труда операторов. И, безусловно, легендарная надежность ABG Digicon 3. Так что продолжение и новости наверняка вскоре последуют.
 


 

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку

В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.