Рынок этикетки - цифра роста
Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10
Производство этикетки

Рынок этикетки - цифра роста

Все Публикации
13 декабря 2021

Автор:
Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «НИССА Центрум», официального представителя HP Indigo в России

Почему деньги — в цифровой печати

Мировой рынок цифровой печати этикетки — один из самых бурно растущих, причем этот рост продолжается уже не первое десятилетие. Драйверов роста множество: сокращение средних тиражей, ускорение вывода на рынок новых вариантов товаров, усложнение дизайна, кастомизация, локализация и проч. Все эти факторы многократно обсуждались, и автор избавит читателя от еще одного повторения очевидных вещей. Но отметит два относительно новых фактора. Во-первых, это резкий рост не­определенности, и здесь внесла свой мощный вклад пандемия. Ситуация меняется с калейдоскопической быстротой, спрос на одни товары многократно возрастает, на другие рушится. Требования к содержимому этикетки также быстро меняются, вплоть до переопределения базовых товарных групп: что есть молоко, а что молочный продукт, что шампанское, а что игристое вино. В этих условиях все чаще товаропроизводители заказывают этикетку не на склад, а по потребности — то, что нужно прямо сейчас. А печать по требованию — классическое поле для цифровых технологий. Во-вторых, введение обязательной цифровой маркировки товаров стало реальностью, причем Россия здесь среди лидеров. Если на каждой этикетке есть переменный цифровой элемент — аналоговую машину нужно оборудовать цифровой головкой. То есть процесс усложняется, и себестоимость аналоговой печати возрастает. А цифровой — нет. В результате еще больше заказов становится выгоднее печатать именно цифрой.

Все это, конечно, не привело к тому, что цифрой печатается основная масса этикетки. Флексография и глубокая печать по-прежнему производят львиную долю этикеточной продукции по метражу (см. рис. 1). И так будет еще долгие годы. Самые свежие (публикация от июня 2021 г.) данные по миру в целом приведены в обзоре I. T. Strategies, Inc. Digital Production Label Market — далее [1].

I. T. Strategies традиционно разделяет описываемый рынок на следующие сегменты:

  • S2 — начальный уровень. Сюда аналитики относят использующие различные технологии печати устройства ценой до $250 тыс. от Konica Minolta, Epson и принтеры на базе головок MemJet;
  • S3 — всевозможные гибридные устройства, в том числе модульные системы, включающие как цифровой, так и аналоговый компонент, дооснащение аналоговых машин цифровыми системами и «настоящие» гибриды, сконструированные таковыми;
  • S4 UVIJ — ЦПМ струйной печати, использующие УФ-чернила;
  • S4 EP — электрографические ЦПМ на жидком (HP Indigo) и сухом (Xeikon) тонере.
  • S1 — малые принтеры, в том числе настольные — в обзоре не рассматриваются.

I. T. Strategies оценивает объем печати самоклеящейся этикетки в мире в 25,4 млрд м2, из которых на все виды цифровой печати приходится 6,15% (рис. 1).

Рис. 1. Объемы цифровой и аналоговой печати самоклеящейся этикетки в мире по метражу (слева) и в стоимостном выражении (справа) в 2020 г.
Источник [1]

Если рассмотреть долю каждого из сегментов, можно видеть, что львиная доля приходится на электрографию. Цитируя аналитиков: «Электрография — доминирующая цифровая технология, большая часть которой представляет собой жидкий тонер от HP; на негибридные промышленные УФ-системы приходится около 17% цифровой печати по сравнению с 69%, приходящимися на промышленные электрографические». Кстати, эта картина сохраняется уже долгие годы.

Конечно, для бизнеса типографии важны не метры, а деньги. Впечатляет, что [1] приводит данные о размере рынка и в стоимостном выражении. По оценке аналитиков в 2020 г. клиенты во всем мире заплатили за цифровые самоклеящиеся этикетки $7,768 млрд, что составило 21,71% от объема всего рынка, оцениваемого примерно в $36 млрд. Давайте поставим эти цифры рядом. Цифровая доля рынка по объему 6,1%, а по стоимости — 27,1%!!!

Неудивительно, что бизнес инвестирует в то оборудование, от внедрения которого ожидает максимальной отдачи. И мировая тенденция по закупкам цифровых и аналоговых печатных машин очевидна — см. рис. 2. Конечно, эта оценка очень приблизительна. Хотя бы потому, что стоимость разных машин отличается во много раз. Но тенденция ясна — год за годом доля закупок цифровых машин не просто растет, она уже довольно близка к половине. Все хотят зарабатывать.

Рис. 2. Машины для печати этикетки в мире: доля ЦПМ среди всех вновь устанавливаемых печатных машин.
Источник [2]

Кстати, I. T. Strategies на периоде в 5 лет прогнозирует рост стоимостной доли цифровой самоклеящейся этикетки до 44% при сохранении существующих тенденций и в 30% в пессимистическом сценарии. Вывод очевиден. В мире производство этикетки все больше сдвигается в сторону использования цифровых технологий. И потому, что этого требуют меняющиеся запросы рынка, и потому, что за удовлетворение этих потребностей рынок платит повышенную цену. А какие технологии есть сегодня и что их ждет завтра?

Только нас не замечают из-за разницы в размерах

По данным I. T. Strategies на конец 2020 г. активная мировая инсталлированная база ЦПМ составляет 1726 машин бюджетного сегмента; 480 гибридных (из них 98 «настоящих» гибридов, 129 модульных систем, в которых ЦПМ подключена в линию с пред- и/или послепечатным оборудованием, а основная масса, 253 — исконно аналоговые системы, позднее дооснащенные устройствами цифровой печати); 900 УФ-струйных ЦПМ и 2469 тонерных ЦПМ. Видно, что электрография S4EP доминирует, но на начальный сегмент S2 приходится серьезная, причем растущая доля по штукам (рис. 3).

Рис. 3. Активная мировая инсталлированная база ЦПМ на конец 2020 г. (слева) и объем печати в 2020 г. в м2 (справа) по сегментам.
Источник [1]

Читатель вправе спросить, корректно ли складывать инсталлированную базу устройств начального уровня, к которым, напомню, I. T. Strategies относит из представленных на отечественном рынке ЦПМ Konica Minolta, и инсталлированную базу промышленных ЦПМ? Образно — корректно ли складывать поголовье коров и овец? И, признаться, будет прав. Полиграфистам хорошо известно эмпирическое правило примерной оценки свойств и возможностей любой печатной машины — ее масса. Действительно, если в промышленном сегменте S4 представлены тяжелые ЦПМ, сопоставимые по цене, массе и производительности, то представители Entry Level сегмента S2 по массе отличаются на порядок — к примеру 942 кг у KM AccurioLabel 230 против 7200 кг для HP Indigo 6K. Так что аналитики I. T. Strategies рассматривают промышленные машины S3 и S4 отдельно, а младший класс S2 отдельно. Но автор все же счел возможным говорить о них совместно. Просто потому, что иначе картинка на российском рынке окажется уж очень монотонной. Тем не менее надо понимать, что разные классы машин отличаются на порядок не только по массе, но и, согласно [1], по фактическому объему печати, который и представлен на важнейшем в этой статье рис. 4.

Это, впрочем, неудивительно в свете компромиссов, на которые для снижения цены оборудования вынуждены идти его создатели.

Рис. 4. Годовой метраж печати, м2, в 2020 г. по сегментам в расчете на установленную ЦПМ.
Источник [1]

Оказалось, что струя...

Для печати этикетки используются 3 цифровых технологии: жидкая электрография (HP Indigo), сухая электрография (Xeikon, Konica Minolta), УФ-струйная печать (Durst, Domino, Gallus, Screen, Xeikon — всего около 30 компаний). Пока не вышла из стадии разработки (для производства этикетки) струйная печать водными красками и красками, отверждаемыми электронным лучом. Фундаментальным вопросам сравнения этих технологий была посвящена обширная статья автора [3], полностью сохраняющая актуальность. Здесь же ограничимся фактическим местом на рынке, завоеванным каждой из технологий, а также тенденциями и прогнозом на ближайшие годы.

В цифровой печати этикетки сегодня на стороне струйной УФ-печати — массовость, здесь играет около 30 производителей. Слабая сторона — минимальная рыночная доля как технологии в целом, так и, тем более, каждого из ее адептов. Сошлюсь на данные* одного из самых активных — компании Durst (рис. 5).

Рис. 5. Мировые рыночные доли производителей ЦПМ для печати этикетки на конец 2019 г.
Источник: вебинар Durst 20 мая 2020 г.

Видно, что любой производитель струйного оборудования более чем на порядок уступает лидеру, HP Indigo. Цитирую [1]: «Струйная УФ-печать по-прежнему имеет небольшую долю после многих лет на рынке, и рынок разделен между множеством поставщиков, доли которых не равны. Мы считаем, что истоки такой слабости и исторической раздробленности УФ — в ограниченных ресурсах отдельных поставщиков струйных ЦПМ в адресации и поддержке фрагментированного канала по сравнению с HP Indigo». Думается, насчет поддержки аналитики совершенно правы, и именно возможность получить качественный и своевременный сервис на фоне пандемии и определила предпочтения российских производителей этикетки в 2020–21 гг., но подробнее о российском рынке — ниже.

Может быть, дело в том, что электрография накопила огромную инсталлированную базу, а вот современные продажи идут в струйную сторону? Снова нет. Во-первых, I. T. Strategies считает не полную, а активную инсталлированную базу — с учетом вывода из эксплуатации старых машин. Из таблиц видно, что, например, для сегмента «недо-гибридов» прогнозируется снижение активной инсталлированной базы на фоне сохранения новых продаж. Что еще важнее, I. T. Strategies сообщает о продаже в 2020 г. 247 электрографических ЦПМ (S4EP) против 126 струйных (S4UVIJ). То есть соотношение 2:1. Кстати, число установок ЦПМ начального уровня (S2) составило 297 единиц. Сегмент стремительно растет.

В начале июля 2021 г. подоспел и свежий прогноз The Future of Print Equipment to 2026 от Smithers. Отчет по традиции распространяется на коммерческой основе и в полном объеме автору недоступен, но СМИ цитируют некоторые выводы аналитиков [4]: «установленная база цифровых печатных машин в целом будет расти, особенно доля электрофотографических печатных машин. Установленная база струйных печатных машин по прогнозам в период с 2021 по 2026 г. будет практически статичной».

Что ж, радует тот факт, что и аналитики наконец с неохотой, но признают реальность и заканчивают рассказывать сказки про победы струйной печати в деле производства этикетки. Которых они год за годом ошибочно ожидали, но не наблюдали в реальности.

Таким образом, струйная технология находится лишь нa периферии интереса реальных покупателей ЦПМ для печати этикетки во всем мире. Здесь нельзя не вспомнить несколько лет назад всколыхнувшее рынок решение компании EFI — на тот момент абсолютного лидера с ЦПМ для УФ-печати этикетки с торговой маркой Jetrion. Напомним, корпорация, весь бизнес которой связан со струйной печатью в различных областях, неожиданно приняла решение полностью уйти из сегмента печати этикетки, продав это направление Xeikon. Прошедшие годы показали мудрость менеджеров EFI, достигших огромных бизнес-успехов в других областях, например в цифровом текстиле. И гораздо меньший (если вообще какой-то) успех покупателя активов в струйной печати этикетки.

Возвращаясь к рис. 4 — а почему такая огромная разница в объеме печати на машину между струйными (293 тыс. м2 в год) и тонерными (439 тыс. м2 в год) ЦПМ? Тонерные машины печатают не чуть — на 50% больше! Жаль, что I. T. Strategies не разделяет машины Xeikon и HP Indigo — было бы интересно увидеть их объемы печати отдельно. Но в любом случае машин HP Indigo больше в разы, чем всех остальных, и они чем-то отличаются от струйных ЦПМ. И это отличие позволяет печатать значительно больше в расчете на машину. Возможно, дело в том, что тираж с HP Indigo (в отличие от тиража со струйной ЦПМ) с точки зрения конечного заказчика по растровой структуре, внешнему виду, тактильному ощущению полностью соответствует флексографскому. То есть можно свободно их смешивать, допечатывать и т. д.

Возможно, дело в гораздо большем выборе красок — можно использовать заказные цвета типа Coca Cola Red, любые металлики, сочетая серебряную краску с цветными, невидимые без УФ-облучения краски, флуоресцентные и проч. Возможно, играет роль ограниченная совместимость УФ-чернил с пищевой упаковкой (интересно было бы проверить, сравнив объемы печати на машинах Low Migration). А может, что-то еще... Но факт налицо. По каким-то причинам на промышленные тонерные машины, а это в массе HP Indigo, в среднем по миру приходится намного больший объем печати, чем на струйные. Так, может быть, все просто — типографии и покупают именно те машины, на которых удается больше печатать?

Рис. 6. Растровая структура струйного отпечатка (слева Durst Tau RSC) — растр стохасти­ческий, и отпечатка на HP Indigo (справа) — традиционная для флексо­графии и офсета растровая структура

А как там у гибридов?

Само по себе определение гибридных машин довольно расплывчато. Вроде как это машина, сочетающая цифровую печать и аналоговые операции — печать, отделку, нанесение покрытий. Формально этому критерию соответствует чуть ли ни любая современная ЦПМ. Например, HP Indigo 6K имеет секцию праймирования. Она что, тоже гибрид? Вряд ли. Как уже упоминалось, в [1] I. T. Strategies разделяет всевозможные гибриды на три подсегмента. Определения весьма не безупречны, поэтому приведу их максимально точно, включая оригинальные англоязычные формулировки:

  • S3A. Integrated Purpose-Built True Hybrid UVIJ including analog & digital print and conversion capability all in-line 
    Интегрированные, специально созданные таковыми, настоящие гибридные УФ-струйные, включающие аналоговую и цифровую печать, а также возможности финишной обработки полностью в линию;
  • S3B. Integrated & Modular Semi-Hybrid UVIJ — standalone digital systems with pre- & post-conversion/analog print modules added 
    Интегрированные и модульные полугибридные УФ-струйные, представляющие собой автономные цифровые системы с добавленными модулями пред- и пост-обработки / аналоговой печати;
  • S3C. Modular Hybrid AQ/UVIJ — IJ engines added to analog conversion presses 
    Модульные гибридные машины с водными или УФ-струйными модулями, установленными в исходно аналоговые машины.

Определения, повторюсь, вызывают вопросы. Но их главная беда становится очевидна при анализе данных, см. рис. 7.

Рис. 7. Три подсегмента гибридных машин.
Источник [1]

Видно, что «недо-гибриды» S3С составляют большую часть инсталлированной базы, но объем печати на них мал, а в расчете на машину — ничтожен и сравним с объемом печати на машину начального сегмента S2. Технически это легко объяснимо: для конверсии старых флексомашин в недо-гибриды на Западе используют недорогие и, соответственно, медленные головки — в том числе те же MemJet, что и в ряде машин начального сегмента S2. Было бы странно, если бы объемы печати сильно отличались. IMHO их следует отнести в сегмент S2. Полугибриды S3B, представляющие собой фактически УФ-струйные ЦПМ в линию с финишным оборудованием, показывают цифры по производительности на машину, сравнимые с ними же, но не в линию. (Реально на 32% меньше, вероятно, из-за меньшей гибкости конфигурации в линию). IMHO сегмент S3B разумно было бы объединить с S4UVIJ. А вот настоящие гибриды S3A не зря названы настоящими. Их очень немного, но они демонстрируют впечатляющие годовые объемы печати в расчете на машину — на 64% больше, чем в среднем по S4EP электрографическим машинам, и на 146% больше, чем в среднем по S4UVIJ. Очевидно, S3A по сути — продвинутые флексомашины с интегрированными цифровыми возможностями, тяжелые и более дорогие по сравнению со всеми остальными (как цифровыми, так и аналоговыми) машинами для производства этикетки. Загрузка заметно выше средней цифровой, так как они ориентированы на средние тиражи, печатать ими короткие тиражи менее эффективно. Неэффективны они и на длинных тиражах, проигрывая продвинутым аналоговым машинам. Поэтому-то так узок рынок для них — всего 98 в мире согласно [1], годовой прирост за 2020 г. составил 14 шт.

По результатам приведенного анализа автор полагает, что совершенно некорректно говорить о гибридах в целом. Их особенности и свойства разные для разных вариантов гибридов. Настоящие гибриды, будучи правильно примененными, демонстрируют завидные цифры по среднегодовому объему печати. Однако ниша для них крайне узка. Очевидно, для раскрытия потенциала настоящим гибридам нужны очень и очень специфические заказы. Например, этикетка для массового (= малое время на переналадку аналоговой части), но глубоко кастомизированного (= необходима цифровая печать) продукта мирового бренда. Причем не любая этикетка — такая, при изготовлении которой аналоговая и цифровая часть машины обеспечивают близкую производительности. В этой связи можно вспомнить недавнее изменение продуктового ряда Gallus. Много лет компания топила в пользу настоящего гибрида. В новой линейке появились отдельно стоящие ЦПМ.

Наиболее мутные перспективы у варианта установки недорогого полноцветного цифрового печатного блока на старую флексомашину. Что делать: мусор на входе — мусор на выходе. К счастью, в России такие решения не снискали популярности, а во всем мире, судя по статистике, также выходят из моды.

Вариант подключения в линию ЦПМ и финишной обработки, полугибриды согласно терминологии I. T. Strategies, право на существование имеют. Но на 900 отдельно стоящих струйных ЦПМ приходится лишь 129 в линию. Еще важнее, что средняя загрузка полугибридов на треть (198 тыс. м2 в 2020 г. против 293) ниже, чем отдельно стоящих струйных ЦПМ. Первое означает, что покупатели в массе предпочитают НЕ использовать машины в линию, второе — тем, кто все же использует, удается напечатать на своих машинах существенно меньше. Осталось назвать причину. Вот мнение Владислава Ковалева, заместителя генерального директора типографии «Оптифлекс» (г. Липецк): «... мы очень скептически относимся к всевозможным гибридам. Мы считаем, что гибридные решения сочетают в себе не только плюсы, но и минусы тех частей, из которых они состоят. И если мы говорим о плюсах ЦПМ при печати коротких тиражей (низкая себестоимость приладки, оперативность и пр.), то они как раз и будут «съеде­ны» минусами флексографской секции».

Low Migration

Как было показано, электрографические технологии доминируют. Производители УФ-решений занимают места в конце списка и делят небольшой кусок рынка. Причины этого мы подробнейшим образом разбирали в [3]. Одна из них — УФ-краски по самой своей природе химически высокоактивны. А на пищевую этикетку приходится львиная доля этикетки вообще. Использование химически активных красок находит все меньше понимания у производителей пищевой продукции, и УФ-этикетки вытесняются для использования с менее требовательными по безопасности продуктами, такими как автохимия и лакокрасочная продукция. Производители УФ-решений это хорошо понимают и предлагают рынку так называемые решения Low Migration. Краски с низким уровнем миграции хотя и не решают проблему полностью (активаторы полимеризации все равно остаются), но существенно ее ослабляют. Как обычно, ничто не дается даром. Во-первых, краски Low Migration несовместимы в одной машине с обычными. Если в машине уже были использованы обычные УФ-краски, использовать ее с Low Migration не получится — придется заменить половину машины. Во-вторых, чернила Low Migration дороже обычных и имеют меньший цветовой охват. В-третьих, их использование требует аппаратного дооснащения ЦПМ — сушки в бескислородной среде, обычно в азоте, контроля содержания кислорода в камере сушки и проч (рис. 8–9). Отклонения от точного соблюдения технологии ведут к превышению содержания нормируемых химикатов и потенциально к катастрофическим юридическим последствиям.

Такое усложнение и удорожание приводит к тому, что доля инсталляций Low Migration в мире невелика, о таких инсталляциях в России автору неизвестно.

Рис. 8. Специалист Durst демонстрирует бескислородную камеру сушки ЦПМ, оснащенную для печати красками Low Migration

Рис. 9. Датчик концентрации кислорода в бескислородной камере

Никто по воду не ходит, коромысло не берёт

А что же водные краски? Безопасные, в отличие от ультрафиолетовых? Промышленные ЦПМ для печати этикетки водными красками коммерчески недоступны. Например, Mouvent представлял свою водную машину на выставках в 2017 и 2019 гг., но в продажи она до сих пор не пошла.

Печать этикетки водными красками находится на достаточно ранней, экспериментальной стадии развития. Это связано, с одной стороны, с проблемами смачивания водными красками поверхности полимеров, а с другой — с большими энергозатратами на высушивание воды. Что вступает в противоречие с термочувствительностью полимеров. Поэтому водная машина получается гораздо, в разы длиннее, нежели УФ. Как пример — Mouvent LB702-UV в длину 5 м. А водная версия той же машины, Mouvent LB702-WB уже 10 м, вдвое длиннее (рис. 10). Возможно, в области печати этикетки струйная печать водными чернилами и не получит развития вообще, а производители сосредоточатся на сегменте печати упаковки, где более габаритные машины могут найти платежеспособный спрос.

Рис. 10. Mouvent LB702-WB, наверное, самая габаритная ЦПМ для печати этикетки в мире. Была показана на Labelexpo 2017. В серию до сих пор не пошла. И очень сомнительно, что пойдет

Раз речь зашла о гибкой упаковке, прежде всего пакетах — крайне перспективном рынке для узкорулонных типографий после появления пакетоделательных машин Karlville, способных изготавливать дойпаки из узких рулонов (см. подробнее статью в прошлом номере «Флексо Плюс») [5], можно обратить внимание на тот факт, что сегодня львиная доля, почти 100%, цифровой гибкой упаковки печатается на HP Indigo. В узком рулоне существует также один успешный пример промышленного производства гибкой упаковки на машинах Xeikon с сухим тонером — CS Labels, Великобритания. Ведутся разработки в среднем рулоне с водными чернилами. А как же УФ-струйная печать? Этим вопросом в мае 2020 г. задались журналисты британского издания PrintWeek при подготовке статьи «Возможность в пакете» [6]. «Мы связались с несколькими поставщиками струйных ЦПМ для этикеток по поводу решений для производства пакетов, и все они заявили, что в настоящее время невозможно использовать струйные машины для пакетов».

Объясняется это довольно просто. В отличие от всех остальных технологий, как цифровых (HP ElectroInk, сухой тонер, водные краски), так и аналоговых (флексо, глубокая печать, офсет), УФ-струйная печать формирует на запечатываемом материале рельеф. Если этот рельеф попытаться ламинировать, сцепление будет непредсказуемым — хорошим на плашках и слабым в высоких светах, покрытых холмиками краски. А ведь ламинация обязательна для большинства (хотя и не для всех) вариантов использования пакетов. Любопытно, что журналистам PrintWeek удалось найти типографию, решившую проблему за счет не­обычного использования необычного ламината, в котором холмики краски как бы тонут. Но оборудование для этого варианта промышленно не производится. Так что компаниям, выбирающим ЦПМ для производства этикетки, стоит задуматься — стоит ли выбирать УФ-струйную технологию, занимающую менее 1/5 рынка и при этом ограничивающую возможность развития бизнеса в соседний многообещающий сегмент гибкой упаковки.

Российские реалии

Ранее приведенные цифры относятся к мировому рынку. К счастью, для рынка российского, наиболее интересного читателю, также доступны самые свежие независимые цифры — на середину июня 2021 г. (рис. 11).

Рис. 11. Российская инсталлированная база ЦПМ для печати этикетки в штуках.
Источник: доклад главного редактора Publish И. Терентьева на выставке RosUpack 2021. Метод сбора информации — опрос поставщиков

Видно, что итоговая картина в основном совпадает с мировой. Почти 2/3 рынка у HP Indigo с жидкостной электрографией HP ElectroInk, второе занимают Konica Minolta с сухой электрографией. На долю струйной печати пришлось немного — как и во всем мире. Диаграммы позволяют оценить также прирост за Q4 2019–Q2 2021 — то есть примерно с начала пандемии (рис. 12). HP Indigo — 11, Konica Minolta — 10, Domino — 2, Durst — 1, Gallus — 1.

Рис. 12. Прирост за Q4 2019-Q2 2021 инсталлированной базы ЦПМ для печати этикетки в России — в штучном (слева) и стоимостном выражении, примерная оценка (справа)

В штучном выражении обращает на себя внимание успех Konica Minolta. В какой-то степени японцам удалось забрать рыночную долю, ранее принадлежавшую Xeikon. У которого аргументов оказалось не в избытке. Тоже сухая электрография, производительность сравнима, цена намного выше, сервис… Тут лучше промолчать. Однако, рассматривая Konica Minolta в одном ряду с другими производителями ЦПМ, надо понимать масштаб. Если все остальные решения в этой диаграмме — тяжелые промышленные машины, ± аналогичные по цене, то Konica Minolta AccurioLabel 230 примерно вчетверо дешевле. И в стоимостном выражении доля Konica Minolta значительно меньше. Так что подход Durst, не учитывающий инсталляции Konica Minolta, в какой-то степени объясним. Не любой принтер, технически способный печатать этикетки, является цифровой печатной машиной, способной стать основой такого бизнеса. Замечу, сам производитель называет свое решение «Принтер для этикеток AccurioLabel 230».

На струйные же машины за два неполных года формально пришлось 4 инсталляции, что составляет 16% — чуть меньше, чем в мире. На самом деле еще меньше, так как первая Domino в РФ была установлена еще летом 2019 г., но по некоторым причинам стала публично известной значительно позже. Вторая Domino (в гибридной конфигурации) была самостоятельно перемещена крупным международным производителем этикетки с европейского на его российское производство. Gallus (также гибрид) был продан и поставлен еще в 2019 г., но введен в эксплуатацию значительно позже. Таким образом, собственно российские инсталляции в 2020–H12021 струйных ЦПМ для печати этикетки составили «АдЫн штука». И в России говорить о победном марше струйной технологии вообще не приходится. Впрочем, еще как минимум одна струйная машина сейчас на пути к российскому клиенту и попадет в статистику второго полугодия. Что, конечно, вывода не меняет. Струйная технология печати этикетки в России занимает еще меньшее место, чем в мире в целом.

Тупик — тоже дорога

Печатная машина приносит деньги, когда печатает. Самый важный ее показатель — объем печати. Выше уже приводились данные I. T. Strategies по объему печати машин различных типов в мире в 2020 г. Тонерные ЦПМ S4EP вышли в лидеры — 439 тыс. м2 в год в среднем на машину, струйные S4UVIJ оказались загружены гораздо меньше — 293 тыс. м2 в год. На машину начального уровня S2 пришлось по 60 тыс. м2. В принципе, здесь можно ставить жирную точку, но давайте подробнее.

У автора нет точных сведений об объемах печати этикетки в России на ЦПМ конкурентов. Но есть опубликованные данные по HP Indigo, см. [7] и рис. 13.

Рис. 13. Объем печати в РФ на ЦПМ НР Indigo в индустриальном сегменте в 2019–2021 гг.
Источник: собственные данные «НИССА Центрум»

Видно, что объемы печати на HP Indigo не просто растут, они растут стремительно, примерно на треть год к году. Как в этих условиях ведут себя владельцы данных машин? Они в массовом порядке приобретают вторые, третьи и далее ЦПМ HP Indigo. Например, «Алайте-СПб» — уже пятую (не считая еще двух HP Indigo прошлого поколения, которые компания ранее заменила на современные). Как ведут себя владельцы машин Konica Minolta — а их уже много? Лишь в исключительных случаях кто-то из них покупает вторую ЦПМ — причем любого производителя. Очевидно, прибыльность цифрового бизнеса для них не так высока. Но, кстати, если этой второй ЦПМ стала HP Indigo, как это было в случае «Оптифлекс» из Липецка — покупка следующей HP Indigo следует уже вскоре. Почему такая разница? Может быть потому, что соотношение стоимости машин около 4:1, а соотношение объемов печати 7:1?* При этом затраты на труд операторов и менеджеров по продажам ± одинаковые, а потребление электричества, занимаемая площадь и прочее отличаются — но точно не в 7 раз? Если так, то каждая этикетка на «дешевой» ЦПМ оказывается более дорогой, причем без всяких кавычек. Похоже, бизнес у владельцев Konica Minolta AccurioLabel не настолько эффективен, чтобы снова в него вкладываться — иначе мы наблюдали бы массовые повторные покупки, как в случае HP Indigo. К сожалению, в российской практике те, кто начинает свой путь в цифровую печать этикетки с Konica Minolta, очень редко идут дальше. И это очень плохо для рынка в целом. Предприятия, которые могли бы активно развивать направление цифровой печати, сделав иной выбор — в реальности такой возможности не имеют.

Сервис

Выше мы цитировали мнение аналитиков из I. T. Strategies, связывающих доминирование HP Indigo в промышленном сегменте S4 и малую долю струйной печати с вопросами поддержки. Для российских предприятий сервис имеет еще большее значение. Во-первых, в отличие от Европы, между европейским складом запчастей производителя и российской типографией пролегает таможенная граница. Поэтому склады запчастей нужны российские. Во-вторых — географическая протяженность нашей страны. В этом нет ничего нового, и многие годы все как-то справлялись.

Новости пришли в 2020 г. с реакцией властей на пандемию. Оказалось, что совершенно недостаточно сервиса из Москвы, поддержанного вмешательством иностранного производителя при запуске новой техники. Иностранных сервис-инженеров отсекли как класс. В некоторых типографиях оборудование дожидалось запуска долгими месяцами. На пике локдауна возникли проблемы перемещения специалистов между регионами. В этой ситуации подход «НИССА Центрум» к построению сервиса буквально выстрелил. Компания развивает свою филиальную сеть не так, как принято на полиграфическом рынке. В свое время мы отказались от офисов продаж в регионах, но сохранили распределенную сервисную инфраструктуру. Сервис-инженеры работают и постоянно проживают в региональных центрах. Там же располагается вторая линия складских запасов запчастей. Третья — на складе в Москве, и только четвертая — у производителя. А где первая? Первая — непосредственно в типографии. Так называемый up-time kit под каждую машину сформирован далеко не произвольно, он задан производителем на основании статистики обслуживания машин. И наконец, сервисный контракт построен исходя из задачи обеспечить максимальную работоспособность машины. Не ремонт, а превентивное обслуживание. И типографии нет смысла пытаться оттягивать плановую замену детали. Ведь она платит не за детали, а за сервисный контракт. Все это, конечно, можно назвать трескучими словами, но есть практика. В 2020 г. в России не произошло сокращения числа новых инсталляций промышленных ЦПМ для печати и финишной обработки этикетки. Падение по остальным производителям было скомпенсировано скачком продаж рулонных HP Indigo, ABG, Karlville. Сначала были исполнены заказы конца 2019 — начала 2020 г. Но именно на пике локдауна многие наши заказчики сделали выводы. Люди перестали экспериментировать с оборудованием. Если у них работает машина HP Indigo, которая позволила в кризис резко нарастить прибыль, они покупают такую же машину, не сомневаясь в ее ценности. В результате сервисной службе хватало работы и во все последующие месяцы.

Для этикеточно-упаковочной индустрии России пандемия оказалась не проблемой, а возможностью. Выросли и объемы печати и продаж оборудования. Жизнь продолжается!

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку

В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.