Материал подготовил Александр Шмаков для printindustry.ru
К январской выставке «УпакЭкспо» компания «НИССА Центрум» подготовила программу, включающую экспозицию на стенде и два доклада в деловой программе. Также запланированы демонстрации в работе струйной печатной машины LabStar 330s в демозале компании, расположенном неподалёку от «Экспоцентра». О перспективах цифровой печати этикетки в России в преддверии выставки нам рассказал директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов.
Михаил, интернет буквально усеян предсказаниями на 2023 год, но вас, как аналитика, хотелось бы расспросить о текущей ситуации и трендах, которые из неё произрастают. Как вы оцениваете российский полиграфический рынок сегодня, в частности в секторе цифровой печати упаковки и этикетки?
— Год был крайне интересным — вспоминается древнее китайское проклятие. Сменилась эпоха. Этот год стал первым в новой эпохе, которая продлится десятилетия. По крайней мере, при моей жизни особых изменений в обратную сторону я не ожидаю. Дальнейшие разрушения существующего порядка возможны, но я не думаю, что они вероятны. Мне представляется, что мы пришли в некоторую фазу стабильности. Есть и IMHO неожиданно позитивные вещи — в частности, в общеполитическом поле не удалась и отыграна попытка переустройства мирового порядка, связанная с ковидобесием. Главные же проблемы, с которыми столкнулся российский бизнес в 2022 году, наверное, сокращение доступного ассортимента решений и изменения в логистике. Логистика стала кратно сложнее, дороже, дольше и менее предсказуемой.
Если перейти к тому, что происходило в нашей российской полиграфической песочнице, то, как ни парадоксально, по итогам года позиции «НИССА Центрум» улучшились. Мы занимали лидирующее положение в тех областях, в которых работаем, и мы их существенно усилили. Мы выросли экономически, в то время как конкуренты сильно ослабли. Для этого нам пришлось, выражаясь словами ушедшей компании «Хьюлетт-Паккард», переизобрести себя (отсылаем к известному слогану HP «Keep Reinventing». — Прим. ред.).
Это привело к поиску новых поставщиков оборудования и решений для рынка печати упаковки и этикетки?
— Мы переизобрели себя полностью. Отмечу, что этот процесс у нас начался в апреле 2021 года. В тот момент мы окончательно осознали, что за частью необходимых рынку решений нам придётся идти в Китай. И начали всерьёз работу с компанией Hanway из группы HanGlory, которая теоретически имела на тот момент представителя в России, но результаты продаж были нулевыми, что недостаточно с точки зрения ведущего китайского производителя в сфере оборудования для цифровой печати.
К лету мы договорились с китайцами. Затем поставили первую цифровую машину для печати по гофрокартону, далее это сотрудничество упрочилось ещё одной инсталляцией и развивалось экспоненциально. Вскоре нам будет о чём ещё рассказать в этой области.
К моменту резкого февральского похолодания у нас уже было чёткое понимание того, что есть в Китае в интересующих нас секторах цифровой печати по части оборудования.
Этикеточную машину LabStar я приметил и детально изучил ещё на выставке 2019 года в Брюсселе, также внимательно изучил всё, что есть для производства этикетки в Китае и Южной Корее. И когда пришлось срочно искать замену HP, который поставил все отношения на стоп, мы быстро договорились с подразделением группы HanGlory, производящим этикеточные ЦПМ, — HanGlobal. Их не пришлось долго убеждать, так как за год мы показали успешные продажи их цифровых машин для гофропечати.
К осени 2022 года мы в дополнение к гофропринтерам заключили соглашения с компаниями группы HanGlory на дистрибуцию цифровых печатных машин для нескольких секторов: этикетка (LabStar), книжная и транзакционная продукция (Kirin) — с «НИССА Центрум», а также печать по рулонному текстилю (Homer) и по готовой одежде (CNTOP) — с «НИССА Stensart».
Замечу, что группы HanGlory и «Нисса» (при том что их размер различается на порядок) достаточно схожи по архитектуре в том отношении, что есть понимание необходимости симбиоза между подразделениями компании, но при этом наличествует и осознание, что каждый должен кормить себя сам и не сидеть у другого на шее, что позволяет сохранять живучесть и боеспособность в любых условиях. Именно поэтому мы не просто хорошо держимся на плаву, но и чувствуем себя вполне в тонусе.
С чего началось сотрудничество в направлении поставок струйных цифровых печатных УФ-машин LabStar?
— Мы сразу же привезли этикеточную машину в демозал. Думаю, что подобный концепт сотрудничества будет для нас являться основным и по другим направлениям. Потому что для того, чтобы продавать китайское оборудование, необходимо преодолеть очень важный барьер. Общеизвестно, что в Китае есть решения авиакосмического уровня и откровенно кустарные поделки, и для того чтобы разобраться, с чем имеешь дело, недостаточно сайта и спецификаций, нужно всё пощупать руками. Конечно, можно съездить на месяц-другой в Китай. Но эта задача не для конечного покупателя, ему гораздо удобнее приехать в московский демоцентр. Вторая задача, которую решает демоцентр, это натаскивание собственных сервисных специалистов. Они должны знать машину на кончиках пальцев, а штатные процедуры делать с закрытыми глазами.
Вы много лет поставляли оборудование HP для печати этикетки, знаете его как никто в России и являлись лидером рынка в этом секторе. Как вы оцениваете, действительно ли LabStar может составить конкуренцию западным брендам?
— Могу абсолютно ответственно сказать, что эта машина вполне конкурентна в сравнении с тем оборудованием для цифровой печати этикетки, которое представлено на мировом рынке. Не случайно, к примеру, у итальянцев из Fornietic, которые раньше поставляли Durst, а сейчас стали продавать LabStar на полностью забитом предложениями европейском рынке, есть свои достаточно серьёзные основания надеяться на успешные продажи. Видимо, именно в таком варианте они видят перспективы развития.
LabStar 330s — это машина четвёртого поколения у HanGlobal, но говорить о том, что это новое слово в производстве этикетки, я бы не стал. Крепкая рабочая лошадка. Первые машины мы уже поставили клиентам.
Машина показала себя вполне работоспособной в нашем демозале, где условия для неё не самые комфортные, мягко говоря. Струйная печатная машина должна постоянно работать, для неё это оптимальный режим.
Сравнивали ли вы по себестоимости печати LabStar с Indigo? Можно ли сказать, что LabStar — лучшее предложение на сегодняшний день на российском рынке и альтернативы ему практически нет?
— Сравнивать необходимо вещи одного плана. Чисто мнимые и действительные числа сравнивать сложно. Машины Indigo сейчас находятся в мнимой части плоскости, поэтому что с ними сравнивать, их не купить. С другими китайскими производителями я сравнивал, и могу сказать, что очень хорошо быть первым на шведском столе. Я выбрал лучшее. По целому ряду показателей у нас лучшая машина в России, но полное понимание даст рынок. Я, с одной стороны, уверен, что это лучшее предложение на нашем рынке. С другой стороны, у меня есть некоторое предубеждение против подобных маркетинговых приёмов. Мне кажется, подобные утверждения необходимо доказывать.
Я могу с абсолютной уверенностью сказать, что наша машина полностью работоспособна. Не в том смысле, что она способна печатать тираж (печатная машина должна делать это по определению), а в том, что она способна решать конкретные бизнес-задачи. Эти бизнес-задачи многогранны и во многом упираются в российскую специфику. Одна из её актуальных на сегодняшний день составляющих — DM-коды «Честного знака». В отличие от большинства рынков, где нужно печатать быстро много коротких тиражей, у нас ещё надо печатать каждую этикетку разной, со своим кодом. Это налагает очень серьёзные дополнительные требования на растровый процессор, которые далеко не всеми решены. Один из стандартных цифровых заказов полностью состоит из DM-кодов. Рулон потом режут и каждый DM-код наклеивают на крышку молочной бутылки, пакета с кефиром и пр. — обратите внимание в магазине. Дело в том, что именно с крышки удобнее всего их считывать, открыв ящик. А законодатель обязал считывать код с каждой бутылки и бутылочки, групповым кодом с коробки не обойтись.
Обработка такого заказа на многих других RIP занимает часы. В поставку LabStar включено специальное программное решение для работы с переменными данными — описанную и другие. Да, менее продвинутое решение, чем у HP, но задачу решающее. На скорости, превышающей скорость печати.
Если говорить о технических параметрах, то у нас они превосходят коллег, но не кардинально. А вот если речь о рисках, разрыв огромный. Мы чётко знаем, что мы продаём и это можно посмотреть и проверить в демоцентре, не доверяясь заверениям и рекламным буклетам. Знаете, в юности я носил очки, пока мне не сделали операцию и я стал чётко видеть, и насколько
я помню, для близорукого человека весь мир населён прекрасными незнакомками.
Есть ли возможность печати дополнительными чернилами дополнительных цветов?
— В данной модели разработчик намеренно убрал дополнительные цвета, предложив при этом двойной белый. Место под головки дополнительных цветов есть, но реализацию отложили. Потому что они мало востребованы рынком. Кстати, на машине 3-го поколения дополнительные цвета были, так что решение продиктовано рынком, практикой. На Indigo, как я уже отмечал, потребление не CMYKW-красок было менее одного процента в сумме. В то же время сама машина LabStar сертифицирована по стандарту G7 в CMYK, что гарантирует отличное цветовоспроизведение широкой цветовой гаммы.
Но при этом возможна поставка машины в гибридной конфигурации, оборудованной флексосекциями…
— Если говорить о гибридах как таковых, то это история достаточно сложная. Практика показывает, что в мире гибридные машины составляют порядка 10% от общего числа цифровых этикеточных по числу установок. Тем не менее мы можем предложить и такие машины.
Китайцам удалось сделать машину достаточно разумно. Гибридная машина очень часто требует буфера для согласования скоростей цифровой и аналоговой части, мало того, что разных, так ещё и переменных в широком диапазоне. Буфер — это удлинение тракта материала и, соответственно, его потери. Буфер нужен для HP Indigo в online с финишем, такая же история у Durst и пр. Решение, реализованное в LabStar, не требует буфера и значительно сокращает потери материала при запуске и смене заказа.
Что означает формулировка «машина нового поколения» в случае LabStar?
— Эта машина четвёртого поколения для производителя. Первая была выпущена в 2017 году. С тех пор прошло пять лет. Это много даже для европейского производителя. В Китае, где время летит на стероидах, это эпоха.
Пневмолифты для подъёма рулона на загрузке и выгрузке появились в третьем поколении, более компактная конструкция с полуторакратным сокращением тракта материала и возможность обратной отмотки с той же целью — в четвёртом. То есть с каждой новой инкарнацией они оттачивали машину, улучшая аппаратную часть и программное обеспечение. Машина представляет собой целостное решение. Мы можем поставить машину CMYK или с одним, или двумя белыми цифровыми секциями, или поставить флексографский блок перед цифровым, или после, или и до и после. Это достаточно гибкая система.
Долгое время мы работали на проверенных западных материалах. Сегодня к нам приходят новые китайские носители, что греха таить, несколько другого качества. В LabStar стандартно применена двухсторонняя контактная очистка полотна от пыли. Есть специальный датчик, который остановит машину при дефекте полотна, не позволив убить головку. Обработка коронным разрядом также в стандартной поставке. Производитель позаботился о целом ряде усовершенствований, исходя из запросов рынка: подъём рулона, столы для сращивания и на входе и на выходе, два блока печати белыми чернилами для большей плотности и так далее.
Помимо собственно ЦПМ для печати этикетки вы также предлагаете финишные линии?
— В прошлой жизни вместе с HP Indigo мы ставили для отделки и финишинга британские системы ABG, лидирующие на мировом рынке. В мае 2022 года мы договорились с китайской компанией Vision, к которой я присматривался около года, и несколько её финишных линий для высечки этикетки уже работают у российских клиентов, у которых были установлены машины Indigo. А весьма продвинутая конфигурация для крупного клиента уже изготовлена и едет в Россию. С Vision у нас случилось особенное везение. Основатель и владелец компании начинал как инженер, построив бизнес с нуля. Соответственно, маркетингом приходится заниматься нам самим, зато машины работают как часы. А вот стоят несколько других денег, чем британские.
Идёт постоянное развитие. В 2022 году появилось цифровое струйное облагораживание, фольга и лак. Причём по ряду параметров решение превосходит известные мне аналоги. Вижу у них только один пробел — нет лазерной высечки. Поэтому мы договорились и с другим китайским лидером в своей области — компанией Golden Laser, в ассортименте которой сотни решений, включая резку стальной бронеплиты (что, конечно, не наш профиль, мы работаем в этикетке и упаковке). Первая машина GoldenLaser LC350 для финишной обработки этикетки уже едет к своему российскому владельцу.
Вспоминая мальчиша — в чём ваш секрет?
— Главный секрет — понимание того, что сильный сервис гораздо важнее сильного отдела продаж. Продаём мы из Москвы. А сервис-центры по всей стране. Ещё «НИССА Центрум» исторически работает как системный интегратор, а не продавец оборудования. Для нас цикл поставки заключается в том, что мы ставим именно решения, при этом масштабируемые с ростом бизнеса клиента.
Беседовал Александр Шмаков