Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «Нисса Центрум».
Что говорить о львиной доле
В одной из презентаций мне удалось найти распределение рынка упаковки в деньгах (рис. 1). Это 2019 г., но вряд ли с тех пор цифры сильно изменились.
Видно, что этикетка составляет лишь небольшую часть от рынка упаковки в целом. Однако если представить себе подобную диаграмму цифровой, а не всей упаковки, то картинка получится принципиально другая. Что в мире в целом, что в России. Однако в России ситуация гораздо рельефнее — мы все же не самая передовая технологически страна. Да, в российском мире цифровой упаковки есть «Готэк» в гофре, «Данафлекс» в гибкой упаковке и пара-тройка хоть и менее масштабных, но успешных в цифровой складной картонной коробке компаний. Тем не менее, доминирующая часть отечественной упаковочной цифры — это этикетка. Но ситуация меняется и в России, и в мире. Проникновение цифровой печати во все три больших сегмента ускоряется.
Интересно, что в разных сегментах упаковки четыре разные технологии цифровой печати (жидкая и сухая электрография, струйная печать водными и УФ-красками) представлены очень неравномерно, о технологических причинах см. подробнее
«Цифровые краски для этикетки и упаковки» («Флексо Плюс» №№2, 3–2019). Цифровая печать этикетки на две трети — жидкостная электрография HP Indigo Electroink, остаток примерно пополам делят сухая электрография и УФ-струйная печать. Струйная печать этикетки водными красками если и существует, то в зачаточном состоянии. В складном картоне нашлось место всем четырем технологиям. Сегмент развивается достаточно активно, и в принципе расстановка сил может измениться. Гофрокартон, напротив, оказался не по зубам электрографическим технологиям — прежде всего из-за огромных форматов. Здесь борьба разворачивается между вариантами струйной печати. И, судя по всему, выигрывает вариант с водными красками — за счет преимущества по безопасности перед красками УФ-отверждения. А вот цифровая гибкая упаковка, которая и является основной темой этой статьи, оказалась зоной абсолютного доминирования HP Indigo Electroink. Гибкую упаковку печатают сотни среднерулонных машин HP Indigo 20000 и теперь HP Indigo 25K. Плюс какая-то часть загрузки машин узкорулонных. Сухой тонер в производстве гибкой упаковки тоже используется, но, насколько известно автору, освоила такое производство лишь одна типографии в мире — британская CS Labels. Что все равно больше, чем инсталляций УФ-струйной печати в этом сегменте. А вот со струйной печатью гибкой упаковки водными красками все не так однозначно. С одной стороны, есть несколько производителей, разрабатывающих такие машины. С другой — все они находятся, в лучшем случае, на стадии бетатестирования. Один из важнейших технологических вызовов здесь — струйная белая кроющая краска на водной основе. Ведь, как мы увидим ниже по цифрам загрузки, ЦПМ для гибкой упаковки без белил — полнейший нонсенс. Но разработки, повторюсь, ведутся. Каков будет результат, предсказать трудно. Напомню, что как минимум две компании помимо HP Indigo вели разработки в области жидкостной электрографии. Но получилось только у HP.
Зрелость рынка цифровой гибкой упаковки
Промышленное внедрение цифровой гибкой упаковки началось в 2014 г., когда была представлена HP Indigo 20000 с шириной рулона 760 мм. В 2020 г. ее сменила машина HP Indigo 25K, до которой, впрочем, HP Indigo 20000 можно подвергнуть апгрейду в поле. Но именно сейчас удобный момент, чтобы оглянуться назад, оценить произошедшие изменения и дать прогноз на ближайшие годы. Тем более, что время все ускоряется — первая в России HP Indigo 25K начинает печатать гибкую упаковку в апреле 2021 г.
В 2014 г. вновь разработанная среднеформатная ЦПМ HP Indigo 20000 была удостоена награды Intertech Technology Award, при этом жюри отметило:
«Цифровая печатная машина HP Indigo 20000 Digital Press — это меняющая правила игры 30-дюймовая рулонная печатная машина, привносящая проверенные возможности HP Indigo на рынки гибкой упаковки, этикетки и термоусадочных рукавов. Благодаря
революционным инновациям и новому более широкому формату она преодолевает барьер цифрового узкого формата, позволяя типографиям впервые выполнять небольшие заказы экономично, значительно сокращая время выхода продуктов на рынок и предоставление дополнительных услуг для брендов, включая кастомизацию, печать переменных данных и кодирование/отслеживание».
Game-changing, «меняющая правила игры» — это вообще-то затертый языковой штамп. Им пользуются все кому не лень по самым никчемным поводам. Но как раз в этом случае оказалось, что правила игры действительно раз и навсегда изменились. HP Indigo 20000 стала первой промышленно доступной ЦПМ формата B1. За прошедшие годы инсталлированная база составила около 250 единиц — при том, что суммарную для машин всех конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки. Две из HP Indigo 20000 работают в России, в «Фотоэксперт» и «Данафлекс». Еще более показательны динамика и объем печати.
Взглянем на рис. 3. Вновь родившийся сегмент год за годом показывает просто взрывные темпы роста. Это было не так удивительно в первые годы из-за эффекта низкой базы. Но 46% роста в год пандемии, на фоне спада в экономике в целом!
Интересна и структура объема печати. Более 70% его составила гибкая упаковка. Львиную долю остального — этикетка. На картонную коробку и коммерческую печать пришлось около 3%. Примером использования в коммерческой печати может служить инсталляция в компании «Фотоэксперт», название которой хорошо передает бесспорное лидерство компании в своем сегменте в России. Картонная коробка может вызвать некоторые вопросы. Оказывается, две или три установленных в Европе HP Indigo 20000 загружены именно печатью по легкому рулонному картону. Впрочем, этой теме была посвящена статья во «Флексо Плюс» №6-2020.
Как и сколько печатают
Акцентировав внимание на гибкой упаковке, напечатанной на HP Indigo 20000 (для этикетки распределение немного другое, см. ниже), рассмотрим распределение объема печати по тиражам за последние годы (рис. 4). Особо отмечу, что это НЕ число работ — бессмысленно сравнивать кур и коров по поголовью. Это суммарный объем для данного (кило)метража. То есть грубо говоря — деньги, заработанные в этом диапазоне тиражей.
Видно, что на действительно короткие, до километра, тиражи, приходится лишь 13% метража; 43% составили тиражи от 1 до 5 км; 16% — от 5 до 10 км; 8% — от 10 до 15 км и 10% — свыше 15 км.
Возможно, у читателя возникнут вопросы: а что же помешало печатать флексографией тиражи в 10–15 и более километров? В чужую голову не заглянешь, но предположу, что причин могло быть несколько. Во-первых, тираж 10 км на цифре может легко состоять из десятка артикулов — разных географически, по цвету, маркировке и пр. Более того, сюда попали полностью кастомизированные и персонализированные заказы, типа известных персонализированных маркетинговых кампаний Coca-Cola, Nestlé, Mondelēz, Planters и пр.
Во-вторых, время имеет значение. Цифра обеспечивает гораздо более быстрый выход на рынок. В-третьих — нежелание чинить то, что не сломалось. Если клиент успешно печатал множество малых цифровых тиражей, то он может не захотеть рисковать и менять технологию, чтобы сделать один более длинный — даже несколько дешевле. Именно такой реальный пример с 40-километровым цифровым тиражом упаковки на вновь выводимый на рынок бренд мороженого приводил мне один из ведущих отечественных упаковщиков.
Гистограмму по гибкой упаковке очень интересно сравнить с данными из того же источника — но для заказов по печати этикетки.
На первый взгляд гистограммы похожи (рис. 4). Но если присмотреться, на действительно короткие, до километра, тиражи приходится уже 28% метража, а не 13%, как для гибкой упаковки. Немного больше, 48% против 43%, пришлось на тиражи от 1 до 5 км. За счет этого существенно меньше в этикетке доли самых длинных тиражей. 11% — от 5 до 10 км; 4% — от 10 до 15 км и 8% — свыше 15 км. Видно, что загрузка гибкой упаковкой позволяет не просто печатать больше, чем этикеткой (напомню рис. 3). Но и печатать при этом в среднем бόльшие тиражи.
Отличается и использование красок. Для гибкой упаковки это по 20% CMY, столько же белого (сумма стандартного и премиального белого), 18% черного и пара процентов OVG (рис. 5).
Для этикетки на HP Indigo 20000 картина принципиально другая — в 10 раз меньше белого, зато вдвое больше OVG цветов (рис. 6). Черного существенно меньше, чем CMY. Появляется в районе нуля самый популярный смесевой цвет — фирменный красный CocaCola. (Можно отметить, что это именно картина на среднерулонной HP Indigo 20000. При печати этикеток на узкорулонных HP Indigo распределение по краскам немного иное — больше белого, появляются серебро и смесевые краски. Каждой не так много, но в сумме они становятся заметны.)
Картинка оставляет вопрос — куда делся черный? Его по этой диаграмме почти в два раза меньше, чем мадженты! Ведь для HP Indigo, напомню, считаются не килограммы краски — а краскопрогоны, независимо от процента покрытия. Ответ на вопрос о пропавшем черном — EPM, то есть уникальная для HP Indigo возможность качественной полноцветной печати в три цвета (см. рис. 6).
В отличие от флексо или офсетной машины, цвета CMY в сумме на HPIndigo дают не грязный коричневый, а глубокий черный, причем с идеальным совмещением. Мало того, это и дешевле — 3 клика против 4 — и быстрее. Неудивительно, что более 50% печати этикетки в мире на HP Indigo 20000 идет в 3 цвета.
Ну и давайте посмотрим на распределение краскопрогонов при печати гибкой упаковки (рис. 7).
Здесь картинка принципиально другая — более половины приходится на 5 краскопрогонов. Взглянув на рис. 5, легко убедиться, что это CMYK + Белый. Хорошее свидетельство в пользу того, что ЦПМ для гибкой упаковки без белого мало кому нужна. А еще свидетельство того, что тиражи цифровой гибкой упаковки не только длиннее, но и требуют больше краскопрогонов, чем этикеточные. То есть на тех же машинах они (1) длиннее, (2) их больше и (3) дороже они за метр. Есть над чем задуматься, определяя направление развития.
О пророках в своем отечестве
К сожалению или к счастью, но далеко не все зарубежные тенденции и технологии дают плоды на российской земле. И если узкорулонных HP Indigo в России работают многие десятки, часто по 2–3 и даже до 5 в одной типографии, то загружена именно гибкой упаковкой была только одна среднерулонная HP Indigo — в «Данафлекс». Загрузка машины динамично росла все последние годы, и тенденция резко ускорилась после усиления управленческой команды по цифровому направлению. Но «Данафлекс» настолько уникально большое предприятие в нашей отрасли, что публичной информации о них немного.
Свежий пример их плодотворной работы проскочил в иностранной прессе. Это проведенная осенью 2020 г. брендом Cadbury кампания для фанов английского футбольного клуба «Ливерпуль», впервые за 30 лет победившего в национальной премьер-лиге. В рамках кампании для фанатов клуба по всему миру была отпечатана упаковка на ЦПМ HP Indigo 20000, десятки тысяч уникальных экземпляров (рис. 8). Одной из двух типографий, исполнивших заказ, стала как раз российская
«Данафлекс», наши аплодисменты.
Но рынок развивается, и автор с гордостью представляет первую инсталляцию HP Indigo 25K в России, в «Научно-производственном центре новых технологий «Азимут», товарный знак azimutprint. В момент написания статьи под новую машину заканчивается возведение производственного помещения — так что фото будут, но позже. azimutprint сполна оправдывает название Центра новых технологий, HP Indigo 25K после запланированного на апрель 2021 г. запуска станет уже пятой активной ЦПМ в компании.
Но 4 предыдущих — узкорулонные. Это, в хронологическом порядке, EFI Jetrion, две HP Indigo, Durst Tau. И тем не менее, гибкую упаковку, в том числе дойпаки, azimutprint успешно производит уже не первый месяц с использованием как цифровой печати на HP Indigo, так и флексо (цифровые УФ-отпечатки, напомню, существенно труднее ламинировать из-за рельефа красочного слоя). Дой-пак из узкого рулона стал возможным благодаря другой технологической инновации, внедренной на предприятии в Ярославле чуть раньше — пакетоделательной машине нового поколения Karlville KS-DSUP-400GSW.